Этимологический анализ слов при изучении орфографии

Скачать диплом с рассмотрением изучение теоретических и практических аспектов влияния этимологии слова, этимологического анализа на развитие у детей среднего возраста орфографических навыков.
Author image
Askar
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
11.08.2024
Объем файла
347 Кб
Количество страниц
59
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1760 руб.
2200 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕРусский язык играет важную роль в современном мире как национальный язык русского народа, который обладает богатым лексиконом и многообразием грамматических средств. Он используется для национального общения на территории Российской Федерации и является одним из мировых языков, на котором говорят более 230 миллионов человек. Русский язык также приобретает все большее международное значение и изучается в качестве иностранного языка во многих школах. Русский язык неоднороден по составу, включая литературный язык, диалекты, просторечия и жаргон. Несмотря на то, что он не признан государственным языком во многих странах, он остается основным средством общения для многих людей. Знание русского языка облегчает общение людей различных национальностей, населяющих Российскую Федерацию, а также другие страны, где он используется в качестве второго государственного языка.
 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА 9

1.1. Этимология как наука в составе общности русского языка 9

1.2. Понятие и сущность этимологического анализа на уроках русского языка в средней школе 16

1.3. Методика и подходы к реализации этимологического анализа при работе со школьниками среднего звена 21

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ЭТИМОЛОГИИ И ЭТИМОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 27

2.1. Методика работы с общепринятыми орфографическими правилами 27

2.2. План-конспект урока на тему «Наука этимология и этимологический анализ» 36

2.3. Рекомендуемая литература для изучения этимологии и этимологического анализа 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57

СПИСОКНаучно исследовательская литература:
Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений / Н. Абрамов – М.: Русские словари, 1999, – 431 с.
Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: пособие для учителя / Н.Н. Алгазина. – М. : Просвещение, 2000. – 158 с.
Арбатский Д.А. Использование этимологий для раскрытия значений слов // Русский язык в школе. – 1972. - № 3. – С. 32-35.
Бельчиков Ю. А. Словарь паронимов современного русского языка / Ю. А. Бельчиков, М. С. Панюшева. – М: Русский язык, 1994, - 464 с.
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Григорян Л.Т. Русский язык, 6 класс / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская – М.: Просвещение, 2022, – 191.
Бирих, А. К. Словарь русской фразеологии: ист.-этимол. справочник / А. К. Бирих, В. М. Мокиенко, Л. И. Степанова; С.-Петерб. гос. ун-т. - Санкт-Петербург: Фолио-Пресс, 1998, – 700 с.
Ванюшечкин В.Т. Из опыта применения этимологического анализа в словарно–орфографической работе с учащимися // Русский язык в школе. – 1968. - № 3. – С. 18.
Галинова, Н. В. Русская этимология: [учеб-метод. пособие] / Н. В. Галинова ; [науч. ред. Е. Л. Березович] – М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015, – 110 с.
ГорскаяН.А.Изопытаработынадсловамиснепроверяемыми орфограммами // Русский язык в школе. – 1980. № 4. – С. 49.
Даль В.И. Толковый словарь русского языка / В.И. Даль – М.: Эксмо, 2020, – 896 с.
Иванов В.Ф. Принципы русской орфографии / В.Ф. Иванов. – Л.: Изд-во ЛГУ, - 1977. – 230 с.
Кохичко А.Н. Чувство языка как актуальная проблема методики обучения младших школьников русскому языку // Вестник ЮУрГГПУ. 2009. №1. С 72 – 80.
Кохичко А.Н. Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии // Начальная школа. - 1998. - № 1. - С. 55-60.
Кузьмина С.М. Теория русской орфографии / С.М. Кузьмина. – М.: Просвещение, - 1981. – 370 с.
 

 Навыки поиска корня слова на основе такого важного языкового фактора, как семантика морфем, становясь непроизвольной, повышает настороженность учащихся к орфографически трудным местам в слове и их внимательность к любой письменной работе.
Учащийся свыкается с мыслью, что для верного правописания, необходимо понимать морфологическую структуру слова, и вырабатывает самую необходимую при обучении орфографии привычку думать о корне слова, о его строении при составных частях.
Также Пронина отмечает, что этимологический анализ является наиболее эффективным методом обогащения словарного запаса учащихся. Данный метод может служить прекрасным средством объяснения значений малопонятных слов, относящихся к научной и общественно-политической терминологии.