Роль инфографики в представлении информации на телевидении
ВВЕДЕНИЕ Современное медиапространство в значительной степени трансформировалось, сегодня все более важную роль в медиасреде начинает играть визуальная составляющая. Вследствие этого инфографика как одно из важнейших и наиболее иллюстративных средств визуализации приобретает новое значение. Данная тенденция касается как средств массовой информации, которые в большей степени сосредоточены на публикации вербальных материалов – речь идёт и об интернет-СМИ, сайтах печатных изданий, так и электронных средств массовой информации – в частности, телевидения. Больше того, аудиовизуальные возможности телевидения позволяют использовать более сложные виды инфографики (например, анимированные), которые помимо телевизионных материалов можно встретить только в Интернете.
Стоит отметить, что современное телевидение по-прежнему занимает важное место в российской медиасистеме.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОССИЙСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ: СТАНОВЛЕНИЕ, ПРОБЛЕМАТИКА, ТЕНДЕНЦИИ 9
1.1. Особенности развития российского телевещания 9
1.2. Жанровые особенности телевидения в России в XXI веке 17
1.3. Тематические особенности телевидения в России в XXI веке 23
ГЛАВА 2. ИНФОГРАФИКА В МАССМЕДИА: ПОНЯТИЕ, СПЕЦИФИКА, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 29
2.1. Определение понятия визуализация в СМИ и классификация визуального контента 29
2.2. Инфографика как способ визуализации журналистского контента 37
2.3. Истоки и характеристика инфографики на телевидении 41
ГЛАВА 3. ИНФОГРАФИКА НА СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ 46
3.1. Методология исследования 46
3.2. Роль инфографики в представлении информации в новостном телевизионном вещании 48
3.3. Типология инфографики на российском информационном телевидении 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВАвдонина Н. С., Богатырёва В. Н. Актуальные тенденции цифровой журналистики и новых медиа // Вестник ПГУ им. Шолом-Алейхема. 2020. №2 (39). С. 9-19.
Баранова Е.А. Конвергентная журналистика. Теория и практика. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 269 c.
Беляев А. А. Особенности графической модели интернет-версий периодических изданий (на материале итальянских СМИ) : автореф. дис. … кандидата филол. наук / А.А. Беляев. – М., 2009. — 22 с.
Булаева М.Н. Особенности создания мультимедийного лонгрида в условиях образовательного процесса / М.Н. Булаева // Университеты и медиа: от газеты к 360-градусному мультимедийному ньюсруму. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2016. С. 17-24.
Вартанов А. Актуальные проблемы телевизионного творчества. На телевизионных подмостках: учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2003. — 189 с.
Вартанова Е. Л. Теория медиа: отечественный дискурс. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2019. — 224 с.
Воронцов С. Г. Модель коммуникации Г. Д. Лассуэла как элемент методологии цивилистических исследований // Методологические проблемы цивилистических исследований. 2019. №1. — С. 414-431.
Выпуск программы «Время» в 21:00 от 14.11.2022 [Электронный источник] Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/issue/2022-11-14/21:00#1 (дата обращения: 22.11.2022).
Выпуск программы «Время» в 21:00 от 15.11.2022 [Электронный источник] Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/issue/2022-11-15/21:00#1 (дата обращения: 22.11.2022).
Выпуск программы «Время» в 21:00 от 16.11.2022 [Электронный источник] Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/issue/2022-11-16/21:00 (дата обращения: 22.11.2022).
Выпуск программы «Время» в 21:00 от 17.11.2022 [Электронный источник] Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/issue/2022-11-17/21:00#1 (дата обращения: 22.11.2022).
Выпуск программы «Время» в 21:00 от 18.11.2022. [Электронный источник] Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/issue/2022-11-18/21:00 (дата обращения: 22.11.2022).
Информационное вещание (включая информационно-аналитические итоговые программы и информационно-развлекательный утренний эфир) занимает 49,7% общего эфира на российском телевидении (об этом исследователи делают вывод на основании анализа главных трёх телеканалов в России).
Явным лидером журналистского контента по тематическим видам вещания за пределами информационного стала политическая публицистика —22,5% (передачи «60 минут» и «Вечер с Владимиром Соловьевым»), а вместе с программами социальной тематики («Судьба человека», «Прямой эфир») на долю публицистики приходится 32,3%.
В 2020-2021 гг. значимую долю российского телевизионного эфира занимает тема COVID-19, а также тема вакцинации от корвонавируснйо инфекции.