Технология реализации дифференцированного подхода в обучении младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Основными задачами деятельности школы являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Эта социальная задача, обусловленная требованиями современного общества и государства, которую призвана решить школа.
Один из важных вопросов настоящего времени – полноценное и качественное овладение учебной программы всеми обучающимися.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК ПУТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ………………………………………………………..5
Исторические аспекты развития идеи дифференцированного подхода в обучении………………………………………………………………………5
Сущность, формы, критерии и методы дифференциации обучения…...…8
ГЛАВА 2. ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К УЧАЩИМСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (из опыта работы учителя СШ № 1 г. Мозыря Ситниковой Елены Викторовны,) ……….…………………………………………..…………………………...……..16
2.1. Организация дифференцированного подхода в обучении учащихся 4 класса……………16
2.2. Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока….20
2.3. Организация домашней работы учащихся. Дифференцированные домашние задания в начальных классах………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………. 30
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абасов, З. Дифференциация обучения: сущность и формы / З. Абасов // Директор школы. –1999. – №8. – С.61
Алексеев, Н. А. Психолого-педагогические проблемы развивающего и дифференцированного обучения / Н. А. Алексеев. – Челябинск, 1995.
Антропова, М. В., Индивидуально-дифференцированное обучение в гимназии / Манке Г. Г., Кузнецова Л. М., Бородкина Г.В. под ред. М. В. Антрповой. – М.: Педагогика. 1996.
Безударный, А.А. Индивидуальный подход в обучении / А.А. Безударный // Советская педагогика. – 1965. – №7.
Бережкова, А.А. Дифференцированное обучение в школе / А. А. Бережкова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/11/07/differentsirovannoe-obuchenie-v-shkole. – Дата доступа: 15.03.2023.
Блейзер, Г.Д. Дифференциация обучения – условия гуманизации и демократизации образования / Г.Д. Блейзер // Вечерняя средняя школа. – 1991. – №5.
Богуславский, М. В. История отечественной педагогики (первая треть XX века) / М. В. Богуславский. – Томск: Изд-во НТЛ, 2005.
Веселаго, И. А., Структура коллектива и обучение /И. А. Веселого, М. З. Левина // Математика в школе. – 1994. – №4. – С. 47
Гершунский, Б.С. Личностно-ориентированный подход в образовании. / Е. С. Полат, Б.С. Гершунский // «Философия образования», 1998
Деменёва, Н. Н. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики / Н. Н. Деменева. — М: «Аркти», 2005. –88 с.
Деменева, Н. Н. Дифференцированная работа на уроках в начальных школе / Н. Н. Деменева // Начальная школа. – 2004. – №2.
Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. / Дифференциация в обучении математике / Г. В. Дорофеев // Математика в школе. – 1990. - №4
Занков, Л.В. Индивидуальные варианты развития младших школьников / Л. В. Занков. – М., 1973.
Организационная модель школы включает следующие варианты (виды) дифференциации:
1) комплектование классов однородного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными учениями;
2) внутриклассная дифференциация обычно в среднем звене проводится посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном) математике и русскому языку (зачисление в группы производится на добровольной основе с учетом познавательного интересов учащихся); при наличии устойчивого интереса однородные группы становятся классами с углубленным изучением отдельных предметов;