Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественных способностей детей младшего школьного возраста
ВВЕДЕНИЕИзобразительная деятельность - один из видов занятий, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы.
Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности, а овладение как можно большим числом разнообразных изобразительных техник позволит обогащать и развивать внутренний мир ребенка.
Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа ложится на учителей начальных классов, которые закладывают основы творческой деятельности, развивают креативные способности детей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 7
1.1 Средства развития художественных способностей 7
1.2 Нетрадиционные техники рисования 10
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЛИЯНИЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20
2.1 Цель, задачи и этапы опытно – экспериментальной работы по развитию художественных способностей детей младшего школьного возраста 20
2.2 Ход и анализ результатов экспериментального исследования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 42
ПРИЛОЖЕНИЕ А 47
СПИСОКАлександрова, Л.М. Использование нетрадиционных техник в обучении изобразительному искусству, как средство творческой активности младшего школьника // Международный научный журнал «Символ науки». – 2016. – № 3. – с. 86-88.
Алексеева, С.М. Развитие творческих способностей младших школьников / С.М. Алексеева // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен. Материалы III Международной научной конференции. – 2017. – C.358-361.
Белоцерковец, Н.И. Особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста / Н.И. Белоцерковец // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. – 2018. – №2. – С.18-22.
Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2019. – 320 с.
Бороздина, Г.В. Основы педагогики и психологии [Текст]: Учебник для СПО / Г.В. Бороздина. – Люберцы: Юрайт, 2019. – 477 c.
Булгакова, А.А. Нетрадиционные техники рисования в начальной
Волков, Б. С. Психология младшего школьника / Б. С. Волков// Учебное пособие. — М. Педагогическое общество России, 2019. — 128 с.
Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2019. – 203 с.
Выготский, Л..С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — Москва: Педагогика, 2017. — 480 с.
Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2018. – 500 с.
Гнатко, Н.М. Проблема креативности и явления подражания / Н. М. Гнатко. – М.: Рос. Акаднаук. Ин-т психологии, 2019. – 239 с.
Грузенберг, С.О. Гений и творчество: Основы теории и психологии творчества / С.О. Грузенберг. – М.: Ленанд, 2020. – 262 c.
Дьяченко О.М. Вопросы психологии. -1999 №6-59с.
Дьяченко О.М. методика «Дорисовывание фигур» URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2022/01/13/metodika-dorisovyvaniya-figur
Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.
Данный метод рисования представлен в «Приложение А – рисунок №13».
13. Рисование по-сырому.
Суть этого приема заключается в том, что краска наносится на предварительно смоченный водой лист.
Данная техника рисования представлена в «Приложение А – рисунок №14».
14. Пластилинография.
Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. Можно также создавать картины в смешанной технике, дополняя рисунки из пластилина на бумаге бисером, пайетками, природными материалами и графическими рисунками.