На тему: «Аппликация как средство формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Введение
Значительное место в умственном развитии детей 5 лет занимает математическое развитие. Одним из ведущих принципов такого развития является подбор содержания, формы организации математического развития детей с учетом их возрастных особенностей в освоении математических связей и закономерностей. Одним из основных направлений развития математики является формирование представлений о форме предметов и фигур.
Одним из ведущих свойств материальных объектов окружающего мира является наличие формы, которая обобщенно отражается геометрическими фигурами.
Геометрические фигуры — это стандарты, по которым человек определяет форму объектов и их компонентов.
Первое представление о форме предметов ребенок получает в результате действий с ними. Форма предмета воспринимается ребенком как его неотъемлемый признак. Под влиянием воспитательного воздействия процесс у детей постепенно перестраивается восприятие геометрических фигур.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста ……….……………..7
1.1. Значение и роль в формировании геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста…………………………….…………...............7
1.2. Виды геометрических аппликаций для детей старшего дошкольного возраста из бумаги и других материалов………………………………………16
Глава 2. Опытно-педагогическая работа по формированию геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста……………………..23
2.1. Диагностические методики изучения уровня развития сформированности геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста .....23
2.2. Выявление особенностей и уровня сформированности геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста…………….……….27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список используемых источников……………………………………………..35
Приложения……………………………………………………………………...36
1. Андреева, Е.В. Развитие. Примерная основная образовательная
программа дошкольного образования [Текст] / Е.В. Андреева, Р.И. Бардина,
В.В. Брофман, Н.Е. Веракса и др. – М.: Просвещение, 2015 – 167 с.
2. Арапова-Пискарева, Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду [Текст] / Н.А. Арапова-Пискарева. – 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 178 с.
3. Бабаева Т.И. Детство. Комплексная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2016. – 352 с.
4. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа: учебно-методическое пособие [Текст] / И.А. Лыкова – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017 – 216 с.5. Батова И.С. Зрительная деятельность. Рисование, лепка, аппликация. 5-6 лет. ФГОС ДО. [Текст] / И.С. Батова. – Волгогр.: Учитель, 2016 – 16 с.
6. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики: Курс лекций для студентов. дошк. высшие способности. исследования. институты [Текст] / А. В. Белошистая. –
Москва: Гуманитарно–издательский центр "ВЛАДОС", 2010. - 400 с.
7. Колдина, Д.Н. Аппликация с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. [Текст] /Д.Н. Колдина. – М.: Мозаика-Синтез, 2011 – 56 с.
8. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций [Текст] / Под редакцией Т.С. Будько; Брестский государственный университет им А.С. Пушкина. – Брест: БрГУ, 2006. – 320 с.
9. Веракса, Н.Е. Зарубежные психологи о развитии ребенка дошкольного возраста [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М. Мозаика-Синтез, 2012 – 80 с.
10. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном возрасте [Текст] / Н. Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2016 – 87 с.
11. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада [Текст] / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М.: Мозаика-Синтез, 2015 – 224 с.
12. Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина. – М.: Просвещение, 1984 – 244 с.
13. Пономарёва, И.А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. [Текст] / И.А. Пономарёва, В.А. Позина – М.: Мозаика-Синтез, 2017 – 80 с.
14. Соловьёва, Е.В. Геометрическая аппликация. Пособие для детей 5-6 лет. [Текст] / Е.В. Соловьёва. – М.: Просвещение, 2018 – 32 с.
Но у этого метода есть свои недостатки, поскольку он противоречит основному типу мышления детей 5 лет – детскому экспериментированию, открытому Н.Н. Поддьяковым.
Дети старшей группы знакомятся с тем, что геометрические фигуры можно разделить на две группы: плоские (круг, квадрат, овал, прямоугольник, четырехугольник) и трехмерные (шар, куб, цилиндр), учатся рассматривать их форму, выявлять характерные особенности этих фигур, находить сходства и различия, определяйте форму объектов, сравнивая их с геометрическими фигурами в качестве эталонов.