Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка в начальной школе
Введение
Актуальность исследования. Важнейшим результатом реализации Федерального государственного стандарта становится формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающегося. Обучающиеся обладают способностью использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа, поиска, организации, обработки и оценки информации. Они также могут создавать и передавать информацию, что необходимо для успешной адаптации и работы в информационном обществе.
Невозможно представить модернизацию образования без использования информационно-коммуникационных технологий. Они являются неотъемлемыми для доступности образования и оказывают существенное влияние на эффективность всех образовательных процессов, включая обучение и воспитание [26]. В концепции ФГОС НОО выделяется обновление содержания образования и применение современных технологий.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка в начальной школе 7
1.1. Сущность информационно-коммуникационных технологий в начальной школе 7
1.2. Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе 12
1.3. Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка в начальной школе 19
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Экспериментальная работа по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка в начальной школе 32
2.1. Диагностика уровня мотивации и познавательных интересов на уроках русского языка в начальной школе (констатирующий экспенимент) 32
2.2. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка в начальной школе (формирующий эксперимент) 37
2.3. Выявление результативности экспериментальной работы (контрольный эксперимент) 58
Выводы по главе 2 50
Заключение 58
Список литературы 60
Приложение 66
Список литературы
Антохина, В. А. Использование ИКТ ?Звуковой (аудио) диктант? на современном уроке русского языка в начальной школе / В. А. Антохина, А. А. Константинова, Д. Т. Минхарисова // Вопросы педагогики. – 2021. – №?12-1. – С. 39-43.
Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. – Москва : Владос, 2020. – 271 с.
Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / АГ. Асмолов. – Москва : Просвещение, 2019. – 159 с.
Бабонова, С. С. Использование ИКТ в процессе реализации ФГОС НОО на уроках русского языка / С. С. Бабонова // Вопросы педагогики. 2020. – №?10-2. – С. 29-32.
Баранова, Е.В. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе / Е. В. Баранова, Е. А. Гогун. – Санкт-Петербург : Анатолия, 2020. – 93с.
Баранова. О. В. Использование икт в обучении функциональному чтению на интегрированных уроках русского языка / О. В. Баранова // Вопросы педагогики. – 2022. – №?2-2. – С. 26-31.
Башарова, Г. Г. Использование информационных технологий в развитии письменно - речевых умений / Г. Г. Башарова // Экономика и социум. – 2021. – №?11-1. – С. 815-818.
Бокова, И. А. Активные методы обучения в начальной школе, способствующие успешной социализации ребенка / И. А. Бокова, И. С. Костина / Школа как платформа для успешной социализации обучающихся на уровне профессионального образования материалы IV региональной научно-практической (очно-заочной) конференции. – Москва, 2017. – С. 77 –78.
Бичерова, Е. Н. Познавательный интерес и познавательная потребность в структуре учебной мотивации младших школьников / Е. Н. Бичерова // Актуальные вопросы современной науки. – 2016. – № 47. – С. 75 –84.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет проводить виртуальные экскурсии, с помощью которых расширяется кругозор учащихся. В некоторых случаях не всегда возможно посетить отдаленные места лично, поэтому такие виртуальные экскурсии заменяют "живые" поездки. Ученики знакомятся с различными местами, достопримечательностями и культурными объектами, получают новые знания и опыт, не выходя кабинета.
Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе не изменяет методы обучения, а вместе с ними создает гармоничную реализацию всех этапов обучения. Электронные презентации дают возможность преподавателю русского языка подготовить наглядность к уроку. Мультимедийный урок сам по себе не создает нового качества обучения, но он может расширить возможности.