Методика обучения учащихся изображению пейзажа на уроках живописи в детской школе искусств на примере картины река зея такая близкая и загадочная
ВВЕДЕНИЕ
Мир информационных технологий изменил жизнь человека. Мы не можем жить без компьютеров, гаджетов, других технических устройств. Именно в это время актуальным становится вопрос об эстетическом воспитании подрастающего поколения. Увидеть мир, во всём его многообразии, помогут уроки изобразительного искусства, именно они формируют у детей яркую картину восприятия мира.
В формировании мировоззрения ребенка ведущая роль отводится урокам изобразительного искусства в общеобразовательной школе, однако в детской школе искусств учащиеся могут более обширнее раскрыть красоту окружающего мира, более углубленно изучить профильные предметы, такие как рисунок, лепка, работа в материале, беседы об искусстве и т.д.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ЖИВОПИСНОГО ПЕЙЗАЖА ………….………………………………………………………………. 7
1.1.История пейзажной живописи.…............................................................. 7
1.2.Особенности композиции пейзажа………………................................... 10
1.3.Концепция, методика и технология создания пейзажа на тему «Река Зея – такая близкая и загадочная»…………………………………………… 16
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЖИВОПИСНОГО ПЕЙЗАЖА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ДЕТСКИХ ШКОЛАХ ИСКУССТВ………………………………………………. 24
2.1. Место изучения темы «Пейзаж» в художественном образовании учащихся………………………………………………………………………. 24
2.2 Анализ дополнительных предпрофессиональных программ в области изобразительного искусства, содержащих тему «Пейзаж»………... 29
2.3. Методические рекомендации по обучению учащихся детских школ искусств созданию живописного пейзажа…………………………………... 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 50
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………. 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Агеева, И. Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству : методическое пособие / И. Д. Агеева. Москва : Творческий Центр Сфера, 2006 (Смоленск : Смоленская обл. тип. им. В.И. Смирнова). 154, [2] с.; 21 см. - (Игровые методы обучения). ISBN 5-89144-683-9.
Алехин, А. Д. Изобразительное искусство : Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя / А. Д. Алехин. Москва : Просвещение, 1984. 160 с.
Артхив [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://artchive.ru/ (дата обращения : 15.04.2023).
Беляева, С. Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования : учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы начального профессионального образования / С. Е. Беляева. 9-е изд., стер. Москва : Академия, 2019. 203, [1] с., [8] л. цв. ил. : ил., портр.; 24 см. (Федеральный комплект учебников) (Профессиональное образование. Легкая промышленность).; ISBN 978-5-4468-7492-7Бесчастнов, Н. П. Графика пейзажа: учебное пособие для студентов вузов / Н. П. Бесчастнов. ¬ Москва : Владос, 2017. ¬ 301 с. ¬ ISBN 978-5-691-01431-4.
Биограф [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://biographe.ru/ (дата обращения : 15.04.2023).
Бирич, И. А. Основы художественной культуры: Оценка творческих и художественных способностей / И. А. Бирич, М. Т. Ломоносова. – Москва., 2000. – 151 с.
Буйлова, Л. Н. Исторический контекст становления и пути развития дополнительного образования детей в современной России: монография / Буйлова Л. Н. Москва : Новое образование, 2013. 101 с.; 20 см. (Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей; 2013, № 1).
Вачьянц, А. М. Введение в мировую художественную культуру / А. М. Вачьянц. - 5-е изд. - Москва : АЙРИС ПРЕСС, 2009. - 224 с., [8] л. цв. ил. : ил.; 28 см. - (Мировая художественная культура) (Вариации прекрасного).; ISBN 978-5-8112-3710-4
После высыхания контурного рисунка, можно приступать к лессировочным пропискам (подмалевку), работу можно увидеть на рисунке А.10 (приложение А). Они выполняются без добавления белил, чтобы сохранить звучность и прозрачность цветов. Первая лессировочная прописка должна наиболее точно попасть в тон, начинать следует с самых темных тонов, постепенно переходя к наиболее светлым. Краски для подмалевка выбирались по принципу прозрачности, поскольку прозрачные краски наилучшим образом приспособлены для лессировочной живописи. В основном для лессировки были использованы: краплак, ультрамарин, сиена жженая, сиена натуральная, умбра жженая, сиена, изумрудная, охра светлая, оранжевая палевая, телесная, белила цинковые, голубая, лимонная, зеленая светлая, травяная, оранжевая, карминовая, пурпурная, фиолетовая светлая, лазурь, желтая средняя (рисунок А.11 (приложение А). В качестве разбавителя был использован разбавитель №4, а также льняное масло.