Программа обучения рассказыванию с использованием пейзажных картин детей старшего дошкольного возраста

Цель исследования: разработать программу обучения рассказыванию с использованием пейзажных картин детей старшего дошкольного возраста
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
06.08.2022
Объем файла
237 Кб
Количество страниц
71
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2640 руб.
3300 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Успешность обучения в школе зависит от многих факторов. Важнейшим из них является задача развития связной речи детей, которую современная дошкольная педагогика и методика развития речи относят к числу приоритетных. Воспроизведение текстовых учебных материалов, адекватное восприятие, умение излагать свои рассуждения, давать развернутые ответы на вопросы — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной, а именно связной монологической речи. Данная задача не только одна из наиболее значимых, но и сложных в речевом развитии и воспитании детей дошкольного возраста, требующая особого внимания.
Социальная значимость исследования подтверждается содержанием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В данном документе в образовательной области «Речевое развитие» выделены основные задачи, одной из которых является «развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологиче

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕЙЗАЖНЫХ КАРТИН ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………….11
1.1. Проблема развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе…………….11
1.2. Пейзажная картина, как эффективное средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………...22
1.3. Педагогические условия обучения рассказыванию с использованием пейзажных картин детей старшего дошкольного возраста...................................................................................................................25
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ………………………………………………...42
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ РАССКАЗЫВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕЙЗАЖНЫХ КАРТИН ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………...43
2.1 Выявление уровня сформированности умений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования………………………………………….43
2.2. Разработка и реализация программы обучения рассказыванию с использованием пейзажных картин детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе исследования ……………………………………………51
2.3. Анализ результатов по обучению рассказыванию с использованием пейзажных картин детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе исследования ……………………………………………………………...58
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ………………………………………………..60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 63
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………….. 67
ПРИЛОЖЕНИЯ

CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников  [Текст]: учебное пособие / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2019. – 400 с. 

2. Бакулина, Г. А. Сочинение по демонстрационной картине как средство развития связной речи младших школьников [Текст]// Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 32. -ART 14880. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14880.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х. 

3. Берлова, О. В. ТРИЗ-технология в обучении рассказыванию по серии картин детей старшего дошкольного возраста: Режим доступа URL: https://www.vospitatelds.ru/categories/2/articles/517 (дата обращения: 10.12.2021 год) 

4. Бизикова, О.А. Пейзажная картина как средство развития связной монологической речи у дошкольников [Текст]. // Детский сад: теория и практика. 2012. № 3. С. 48-59. 

5. Бизикова, О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: О.А.Бизикова, Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.- Из. Нижневартовского государственного университета, 2014 

6. Болотова, И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ И. О. Болотова. // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 35-38. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27977/ (дата обращения: 11.12.2021). 

7. Борисова, М.А. Обучение дошкольников рассказыванию по картине [Текст] // Технологии Образования. - 2021. - № 2 (12). - С. 66-76. 

8. Бородич А.М. Методика развития речи детей[Текст]. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с. 

9. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]. — М: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2016. 

10. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст]  - 5-е изд., / Л.С. Выготский - М.: Изд-во «Лабиринт», 1999. - 352с. . 

11. Гамова, Е.Н., Деркачева, В.В., Лавриненко, В.В., Лебёдкина, В.Б. Развитие умения у детей дошкольного возраста составлять рассказы-контаминации [Текст]// В сборнике: Междисциплинарные исследования в социально-гуманитарных науках. сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. 2018. С. 47-51. 

12. Гвоздев, А .Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]/ А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс ; Москва : Творческий центр Сфера, 2007.

13. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада [Текст]. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 144 с. - Текст: непосредственный

14. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду [Текст] - М.: Педагогика, 2010 - 127с. 

15. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [Текст]// Дефектология. - № 2. - 2014. - С.56- 73. 

16. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: учеб.пособие для студентов пед. вузов по специальности «Педагогика» / А.Г. Гогоберидзе. – М. :Академия, 2017. – 31с 

17. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 5–6 лет [Текст]: метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. — М.: Просвешение, 2006с.: ил.- ISBN 5- 09 -014510 -5. 

18. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты [Текст]. Книга для воспитателей детского сада О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, Т.М. Юртайкина/ Под ред. О.С. Ушаковой-М: Изд-во «совершенство» 2001. 

19. Зубарева, Н. М. Изобразительное искусство (натюрморт, пейзаж), как средство эстетического воспитания детей 5 -7 лет [Текст] : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. - Ленинград : [б. и.], 1964. - 20 с. Шифр хранения: FB Др 103/485 FB Др 103/486 

20. Ивкина, Т.В., Савушкина, Е.В. Развитие речи дошкольников в ходе рассматривания произведений живописи и детских рисунков [Текст]// В сборнике: Язык и актуальные проблемы образования. Материалы Международной научно-практической конференции. Под ред. Е.И. Артамоновой, О.С. Ушаковой. 2018. С. 213-216.

21. Ивчатова, Е. Г. Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок [Текст] / Е. Г. Ивчатова, О. П. Галкина.// Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 958-960. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23732/ 

22. Капышева, Н.Н. Составление рассказа по серии картинок с использованием картинно-символического плана [Текст] / Н.Н. Капышева // Логопедия. - 2004. - № 2. - 45с. 

23. Развитие речи : теория и практика обучения [Текст]: (5–7 кл. :кн. для учителя) / В. И. Капинос, Н. Н.Сергеева, М. С. Соловейчик. –2-е изд. –М. :Линейка-Пресс, 1994. – 192 с. : ил., табл. – Лит.: с. 190. – ISBN 5-7193-0038-4. 

24. Королева, Г.М. Развитие диалогической речи дошкольников посредством игровой деятельности [Текст]/. Г.М. Королёва, Е.С. Дядина//  В сборнике: Современный образовательный процесс: теория и практика внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения Материалы Всероссийской с международным участием заочной научно-практической конференции, 2018. - С. 50-52. 

25. Курочкина, Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту [Текст]. - СПб. Детство-ПРЕСС. 2008.-420с .

26. Лебедева, И.Н. Развитие связной речи дошкольников [Текст]. Учебно-методическое пособие. СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. - 175 с.

27. Левшина, Н.И., Градусова, Л.В. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников [Текст]. // Фундаментальные исследования. - 2015. -№ 2-9. С. 1988-1992.

28. Леонтьева Л.В. Развитие монологической речи дошкольников [Текст]// Мировая наука. - 2019. - № 6 (27). - С. 274-286. 

29. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ Под ред. Ушаковой О.С., Струниной Е.М.: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. - М.: Владос, 2004. - 288 с.

30. Мурашковская, И.Н., Валюмс, Н.П. Картинка без запинки (методика рассказа по картинке) [Текст]. - СПб.: Издательство ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 2011 - 39с.

31. Мыльцева, М. В. Виды монологической речи и аспекты ее понимания в современной педагогической науке [Текст]// Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 124-126.

32. Новиковская, О. Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников [Текст] / О. Новиковская. – М.: АСТ, 2010.

33. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М. : Мозайка Синтез, 2014. – 368 с .

34. Парамонова, Л.Г. Воспитание связной речи у детей [Текст]. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 184 с.

35. Развитие речи детей 6–7 лет: метод. пособ. для воспитателей дошкольных образовательных учреждении [Текст] / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. — М.: Просвещение, 2007–224с.: ил. — 7000 экз. — ISBN 978–5 — 09–015434 -5.

36. Развитие связной речи у дошкольника: Развитие связности детской речи (от речи ситуативной к контекстной) [Текст]/ А. М. Леушина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост.: М. М. Алексеева, В. И. Яшина. –М., 1999, 2000. – с. 358–369. – (Высшее образование). – ISBN 5-7695-0438-2. 

37. Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников: задания и упражнения [Текст]/ авт.-сост. Л. В. Зубарева. - Волгоград : Учитель, 2010. - 99 с. : ил.; 20 см. - (В помощь логопеду). 

38. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]/ С.Л. Рубинштейн/ Издательство: Питер, 2002 г., 720 стр. 

39. Соловьёва, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду [Текст]: Для дошкольных пед. училищ. - 3-е изд., испр. - Москва : Просвещение, 1966. - 176 с.: ил.

40. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников [Текст] / Ф. А. Сохин // Вопросы психологии. – 1989. – №3. – С. 21. 

41. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи детей [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/ Н. А.Стародубова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

42. Сухенко А. В., Шимонина, Р. Г. Обзор методик обучения рассказыванию по картине старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] //The Newman In Foreign Policy №37 (81), июнь-июль 2017.

43. Сытина, О. И. К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников [Текст] / О. И. Сытина. // Молодой ученый. — 2017. — № 51 (185). — С. 296-297. — URL: https://moluch.ru/archive/185/47396/ (дата обращения: 11.10.2021). .

44. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам [Текст]: пособие для логопеда. - М.: Владос, 2005. - 47 c. .

45. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М. : Владос, 2004. – 288 с. 

46. Ушакова, О.С. Программа развития речи дошкольников [Текст]/ О. С. Ушакова. – 3-е изд., доп. и испр. – М.: ТЦ Сфера, 2013 – 56 с. .

47. Фаззалова, А. Л. Пейзажная картина как средство развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А. Л. Фаззалова. // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 86-88. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7481/ 

48. Феденюк, Т.А. Особенности восприятия пейзажной картины детьми старшего дошкольного возраста. URL - https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/314564-osobennosti-vosprijatija-pejzazhnoj-kartiny-d (дата обращения 26.11.2021)

49. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Режим доступа URL: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf (дата обращения: 11.12.2021 год)

50. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: Режим доступа URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf. (дата обращения: 10.12.2021 год) 

51. Шабаева, Г.ф. Характеристика развития речи детей старшего дошкольного возраста (на материале Республика Башкортостан) // «Детство – Образование – 21 век». Содержание филологического образования в период детства: Материалы научно-практической конференции, Екатеринбург, 19-20 апреля 2005 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2005. - С. 192-196- Текст: непосредственный

52. Шабаева, Г.ф. Методологические и теоретические основы диагностики речевого развития детей дошкольного возраста Детский сад от А до Я. – г. Москва №5 (23) 2006. - С. 54-63- Текст: непосредственный

53. Шабаева, Г.Ф. Гашкромова, З.Н. Закономерности и особенности 

овладения детьми связной речью Оптимизация многоуровневой подготовки специалистов дошкольного образования: Сборник научных статей по материалам 3 Всероссийского координационного семинара-совещания по многоуровневой подготовке специалистов дошкольного образования: 28-29 мая 2010 г. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2011., с.32 -36- Текст: непосредственный

54. Шарипова Р., Градусова, Л.В. Технология обучения детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по пейзажной картине [Текст] // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-2. С. 211-212. 

55. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / Леонтьев А.А. – Монография. М.- Издательство: URSS. Изд. третье, 2005, ISBN: 5-484-00246-X. 

56. Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб пособие для студ высш и сред, пед учеб заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 400 с. 

Можно завести дневники, которые будут информировать родителей об успеваемости ребёнка. Можно работать с готовыми печатными изданиями, использовать правильную  литературу и речевой материал.
Информационный стенд «Речевичок». Здесь родитель может прочитать статьи из серии: «О развитии речи», «Ознакомление с особенностями речевого развития детей определенного возраста». или как позаниматься дома по лексической теме. Размещать информацию, интересующую родителей, давать  рекомендации: книги, которые следует читать детям разного дошкольного возраста; стихи, пословицы, считалки, скороговорки для заучивания с детьми дома, загадки.
Досуговое направление в работе с родителями может оказаться  самым привлекательным,  востребованным, полезным, но и самым трудным в организации, так как позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом;
Проведение речевых праздников Они  полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала. Ведь, не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».