Формирование у старших дошкольников со стертой дизартрией речевого дыхания

Цель исследования - на основе изучения научной литературы и эмпирического исследования установить психолого-педагогические условия развития речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
06.08.2022
Объем файла
158 Кб
Количество страниц
23
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2720 руб.
3400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Решающая роль в развитии речи ребенка принадлежит речевому дыханию. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение.  Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхне- реберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей без отклонений в развитии спонтанно по мере становления речевой функции, то у детей с речевыми нарушениями оно развивается патологически. Таким образом, дошкольникам с речевой патологией, прежде всего, необходимо развивать объем легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте формировать грудобрюшной тип дыхания. Приближение этих показателей к норме позволит в дальнейшем перейти к развитию речевого дыхания, так как грудобрюшной тип дыхания является базой для формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.   Внимание уделяется воспитанию правильного речевого дыхания                     (А.Г. Ипполитова , Е.Ф. Pay, В.И. Селиверстов , О.В. Правдина ,М.Е. Хватцев). Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания - как на вдохе, так и на выдохе. Стертая форма дизартрии является речевой патологией, которая проявляется в виде расстройств просодического и фонетического компонентов речевой функциональной системы. Изложенное выше свидетельствует об актуальности проблемы исследования, рассматриваемой в рамках выпускной квалификационной работы.

Оглавление
Глава 1. Современное состояние проблемы изучения речевого дыхания 
у детей.
1.1. Характеристика речевого дыхания. Формирование речевого дыхания 
в онтогенезе.
1.2. Современные научные представления о характеристике речевого дыхания 
при стертой дизартрии.
1.3. Методический аспект формирования у старших дошкольников со 
стертой формой дизартрии речевого дыхания.
Выводы по первой главе.
Глава 2. Экспериментальное исследование и формирование 
у старших дошкольников со стертой дизартрией речевого дыхания.
2.1.  Организация педагогического эксперимента.
2.2. Выявление у старших дошкольников со стертой 
дизартрией уровня сформированности речевого дыхания.
2.3. Методика логопедической работы по преодолению нарушения
 речевого дыхания у старших дошкольников со стертой дизартрией.
Выводы по второй главе
Заключение
Аннотация
Список использованных источников и литературы
Приложения

 

Список использованных источников и литературы
1. Зубко И.Л . О правильном дыхании.// Логопед. 2007, стр.114-119.
2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской .- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680?с.
3. Белякова Л.Н., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. — М., 2005.-56с.
4.Земляченко, М. В. Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы ?учитель- логопед – ребенок – родитель? // Молодой ученый. – 2017. – №10. – С. 421- 424. 23.
5. Лебедева Н.В. Нетрадиционный подход к формированию речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи, М.; 2000.
6. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. – М. :Астрель, 2010. – 254 с.
7. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред. Р.Е Левиной. – М., 1968, 67 с.
8.Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция [Текст] / Е. М. Мастюкова. – М. : Просвещение, 1992. – 95 с.
9. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии [Текст] : учебное пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб. : Образование, 1994. – 209 с.
10. Смирнова, И. А. Логопедическая работа с дошкольниками при дизартрии [Текст] / И. А. Смирнова // Дошкольная педагогика. – 2003. – № 5(14). – С. 20-24
11. Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза: Сб. науч. статей . / Науч. ред. В.П. Крючков; ред. сост. Т.А. Бочкарева и О.В. Кощеева. – Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2017. – 354 с.
12. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов.—М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.Источник:?http://logoportal.ru/statya-12983.html
13.Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. – М.

Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии, имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи. Речевое дыхание следует за темпом мышления в процессе устной речи, т.е. оно тесно связанно с внутренне речевым планированием, являясь физиологической основой реализации устной речи, а следовательно, внешним проявлением внутренне речевого планирования[5,с. 56].Развитие речевого дыхания ребенка начинается одновременно с развитием  речевой функции. нарушение дыхания почти всегда имеет место у детей с дизартрией. Она связано это с задержкой созревания дыхательной функциональной системы. Для детей с дизартрией характерна большая частота дыхания, недостаточная его глубина, укороченный речевой выдох, наблюдаются нарушения координации между дыханием, фонацией и артикуляцией. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания, чем выдох. Диафрагма участвует в дыхании, являясь главной движущей силой в его обеспечении. При неречевом дыхании вдох и выдох производятся через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху. Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен. При речевом дыхании за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.  Нормальный «речевой вдох» характеризуется наличием определенного количества воздуха, способного обеспечить поддержание под складочного давления и правильного голосоведения. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно и логически завершенного отрезка высказывания (так называемый речевой выдох). В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение.       Исследованиями Р.Л. Шейкина, Э.А. Арутюняна, была выявлена зависимость организации речевого дыхания от содержания высказывания и интонационного характера речи[2, с. 303]. По данным Р.Л.Шейкина, вдохи во время речи производятся или после окончания фразы, или между смысловыми группами слов. Э.А., Арутюнян в своей работе пишет, что человек способен производить речь с сильно различающимися громкостями, с разными темпами, нормальным голосом или шепотом, способен четко выделять позиции ударений и т.п.