Проектная деятельность на уроке французского языка в старших классах на материале медицинских терминов-эпонимов
ВВЕДЕНИЕ
Данная выпускная квалификационная работа посвящена описанию процесса реализации проектной деятельности, которая направлена на изучение эпонимических терминов в области медицины и их структурно-семантических особенностей во французском языке.
Актуальность исследования. Согласно ФГОС, современная образовательная система должна опираться на системно-деятельностный подход, а проектная деятельность позволяет его всесторонне реализовать. В п. 5 описан «портрет выпускника школы», который должен быть «готовым к сотрудничеству, способным осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность» [47, с. 7]. В соответствии с требованиями ФГОС СОО проектная деятельность становится обязательной для выполнения всеми школьниками.
Проектная деятельность основывается на методологических подходах Л. С. Выготского, В. С. Лазарева, Г. Г. Митрофановой, Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, К. Н. Поливановой, Г. К. Селевко и др. [10, 19, 23, 30, 35, 36, 40].
Одно
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ7
1.1.Особенности проектной деятельности7
1.2.Психолого-педагогические особенности старшеклассников10
1.3.Имена нарицательные и собственные13
1.4.Процесс перехода имен собственных в имена нарицательные18
1.5.Понятие термина «эпоним»21
1.5.1.История происхождения эпонимов23
1.5.2.Структура и способы образования эпонимов24
Глава 2. СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭПОНИМИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ МЕДИЦИНЫ ВО ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ28
2.1. Состав и место эпонимических наименований в медицинской терминологии28
2.2. Источники эпонимов в медицинской отрасли31
2.3. Структурные особенности медицинских эпонимов37
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МАТЕРИАЛЕ МЕДИЦИНСКИХ ТЕРМИНОВ-ЭПОНИМОВ ВО ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ44
3.1. Семантический анализ44
3.2. Синдромы44
3.3. Болезни46
3.4. Симптомы и признаки52
3.5. Анатомия54
3.6. Методы диагностики: реакции, пробы и опыты55
3.7. Терапия и лечение56
3.8. Физиологические процессы59
3.9. Бактерии60
3.10. Травмы и переломы60
3.11. Вещества61
3.12. Процессы61
3.13. Организация проектной деятельности на материале медицинских терминов-эпонимов61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1999. 672 с.
Белецкий А. А. Лексикология и теория языкознания (ономастика). К., 1972. 209 с.
Блау М. Г. Судьба эпонимов: 300 историй происхождения названий. М., 2010. 217 с.
Бондалетов В.Д. Русская ономастика: учеб. пособие для студентов. М., 1983. 224 с.
Бюлер Ш. Психологические теории подросткового возраста : хрестоматия. М., 2008. 369 с.
Варнавская Е. В. Статус и функционирование эпонимов в медицинской терминологии испанского языка. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Воронеж, 2009. 24 с.
Введенская Л. А., Колесников Н.П. От собственных имён к нарицательным. М., 1989. 143 с.
Возрастные особенности старших школьников. URL: https://studopedia.net/6_105616_vozrastnie-osobennosti-starshih-shkolnikov.html (дата обращения: 06.05.2023).
Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 2008. 671 с.
Выготский Л.С. Психология развития человека. М., 2005. 1136 с.
Гаранин А. А. Современные эпонимические синдромы в кардиологии // Кардиология: новости, мнения, обучение. 2016. № 2 (9). 96-105 с.
Глазырина Е. С. К вопросу об особенностях функционирования и перевода эпонимов в текстах медицинской тематики: лингводидактический аспект // Перевод и сопоставительная лингвистика. 2016. № 12. 27–31 с.
Даль В. И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка, М., 2006. 351 с.
Драгунова Т. В. Различные теоретические подходы к проблеме «кризиса» подросткового возраста // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / ред.-сост. Г. В. Бурменская. М., 2005. 318-322 с.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. 2010. № 9.
Извекова Т. Ф., Грищенко Е. В., Пуртов А. С. Эпонимы в медицинской терминологии // Медицина и образование в Сибири. 2014. № 3.
Какзанова Е. М. Искусство памяти: термины-эпонимы. СПб., 2011. 197 с.
Кондратьев Д. К. Современная медицинская эпонимическая терминол
комбинации двух предыдущих путей одновременно (вольтамперметр, вольтомметр и др.).
При помощи аффиксации (дальтонизм, гегельянец и др.);
Путём образования эпонимических словосочетаний:
субстантивно–адъективные беспредложные (кулоновская энергия, вальденовское обращение и др.);
субстантивно–субстантивные беспредложные (симптом Абади, болезнь Боткина и др.);
субстантивно–субстантивные с предлогом (расщепление по Валлаху, хлорметилирование по Блану и др.);
создание путем комбинации трех предыдущих структурных типов (кинетическое уравнение Больцмана, расщепление амидов по Гофману и др.).
Особенность эпонимических словосочетаний заключается в том, что роль имени собственного в них представлена по-разному: либо оно предстаёт в изначальном виде, либо превращается в прилагательное.
Путём использования символов, цифр (коэффициент Рэлея β, Операция «Греков I» и др.).
В структуре всех приведённых эпонимических терминов лежат фамилии