Системный подход в формировании звуковой культуры речи дошкольников
Введение
Формирование правильного звукопроизношения у дошкольников является особо сложным процессом. Трудности возникают при обучении управления собственными органами речи, восприятия обращенной к ним речи, осуществлении наблюдений за собственной речью, а также речью окружающих. Любое нарушение речи не устраняется сам по себе, но при правильно выстроенной коррекционной работе дефект исправляется. Новые Федеральные государственные образовательные стандарты, принятые в 2014 году, обращают внимание педагогов на всестороннее развитие ребенка выявление его индивидуальных особенностей, их развитие [46].
Необходимым инструментом формирования современного человека является речь. Речевому развитию всегда уделялось много внимания, всем его сторонам, в том числе, звуковой стороне речи. Руководствуясь принципом комплексного и системного подхода, важно обеспечить всеобъемлющий охват со стороны педагогов, родителей, со стороны всех образовательных областей для решения речевых задач.
По опр
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования системного подхода в формировании звуковой культуры речи дошкольников
1.1 Сущность системного подхода 7
1.2 Особенности формирования звуковой стороны речи у дошкольников 12
1.3 Системный подход в формировании звуковой культуры речи дошкольников 21
Глава 2. Практическая работа по формированию звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста
2.1 Изучение уровня сформированности звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста 30
2.2 Система работы специалистов ДОО по формированию звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста 36
Заключение 54
Список используемых источников и литературы 58
Список используемых источников и литературы
Ананьева И.Н. Звуковые лоскутки. Развиваем фонематическое восприятие: игра для детей старшего дошкольного возраста / И.Н. Ананьева. – Самара: Изд–во Ольги Кузнецовой, 2021. – 28с.
Алексеева, М.М. Теория и методика развития речи детей / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2020. – 448 с.
Аладатова Е.В. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через речевые тренинги / Е.В. Аладатова, А.М. Нехорошева, Т.П. Шестакова// Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2017. – С. 24–29.
Бродская Ю.В. К вопросу о диагностике процесса усвоения звуковой стороны речи детьми младшего дошкольного возраста / Ю.В. Бродская // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – № 1 (4). – С. 27–31.
Базарова Н.А. Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Н.А. Базарова, О.В. Дурнева, Т.Н. Шабанова // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск : Два комсомольца, 2015. – С. 186-188.
Бурачевская О.В. Формирование произносительной стороны речи посредством интерактивных игр / О.В. Бурачевская, Н.И. Бурачевская // Школьная педагогика. – 2017. – № 1 (8). – С. 1–4.
Веракса Н.Е. Развитие речи в дошкольном возрасте / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика–Синтез, 2016. – 72 с.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2006 – 224 с.
Ворошнина Л.В. Методика развития речи и общения детей, не посещающих ДОУ: практическое пособие для среднего профессионального образования / Л.В. Ворошнина. – 2–е изд. – М.: Юрайт, 2022. – 158 с.
Ворошнина Л.В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы: практическое пособие для вузов / Л.В. Ворошнина. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2022. – 217 с.
Ворошнина
Необходимо обозначить, что если ребенок в возрасте 5 лет плохо произносит или искажает структуру слова, если он не может запомнить простые четверостишия, рассказы, если у него снижена речевая активность, это важный сигнал стойкого системного нарушения всей его речевой деятельности. Речевая деятельность обусловливается и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно–волевой сферах.
Таким образом, речевая недостаточность у детей влияет на их общее развитие: затормаживает формирование психических функций, сужает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации. И только комплексное воздействие на ребенка дает успешную динамику речевого развития.
1.3. Системный подход в формировании звуковой культуры ре