Воспитание звуковой культуры речи у старших дошкольников при помощи современных методов
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых, а также зависит от достаточной речевой практики, воспитания и обучения, которые реализуются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях актуальными стали вопросы предупреждения речевых нарушений детей дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В свя
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.2. Особенности развития звуковой культуры речи старших дошкольников……………………………………………………………………...18
1.3. Возможности современных методов для развития звуковой культуры речи старших дошкольников………………………………………...26
Выводы по главе I………………………………………………………...32
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 35
2.1. Диагностика уровня развития звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста 35
2.2. Апробация комплекса дидактических игр, направленных на развитие звуковой культуры речи старших дошкольников……………….…42
2.3. Результаты эмпирического исследования развития звуковой культуры детей старшего возраста 53
Выводы по главе II………………………………………………………..56
Заключение 57
Список использованной литературы 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. Правовые и иные акты
1. Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
3. ФГОС дошкольного образования Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
II. Научная и учебная литература
4. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М., 2015. 256 с
5. Акименко, В. М. Исправление звукопроизношения у детей / В.М. Акименко. - М.: Феникс, 2016. - 112 c.
6. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2000. 72 с.
7. Алябьева Е.А. Развитие глагольного словаря у детей с речевыми нарушениями. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 64 с. (Библиотека Логопеда).
8. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. М., 1974. 96 с.
9. Бизикова О.А.Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2015. — 93 с.
10. Вербицкая Л. А., Гордина Основы общей фонетики: учеб. пособие. 3-е изд.
11. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.,1981. 256 с.
12. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. 471 с.
13. Колесникова Е.П., Сергеева М.А. Игры и упражнения на развитиефонематического слуха детей старшего дошкольного возраста// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 37. С. 99-104.
14. Колосова, И.В. Речевая развивающая среда. Основные направления ее организации [Текст] / И.В. Колосова // Дошкольноевоспитание. – 2016. 346 с.
15. Коновалова Л.Н. Дидактическая игра как средстворазвития звуковой культурыречи детей старшегодошкольного возраста// В сборнике: Современное среднее профессиональноеобразование: от теории к практикеМатериалы Международной научно-практическойконференции студентов, аспирантов и преподавателей. Под редакцией Э.Г. Скибицкого. 2017. С. 108-110.
16. Кузеванова, О.В. Формы организации коммуникативнойдеятельности детей дошкольноговозраста/ О.В. Кузеванова, Т.А. Коблова // Детскийсад: теория и практика – 2016. – 432 с.
17. Ладыженская Т.А. Системаработы по развитию связной устной речи учащегося. – М.: Педагогика, 2014. – 256 с.
18. Леонтьев, А.А. Возникновение и первоначальное развитиеязыка. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. – 260 с.
19. Лепская Н.И. Основные направления в изучении онтогенезаречи. Проблемы изученияречи дошкольников. – М., 2015. 316 с.
20. Лисина М.И. Общениеи речь: развитиеречи у детей в общении со взрослыми. – М., 2015. 436 с.
21. Максаков А.И. Восприятиедетьми
По данным Р.Е. Левиной, Р.М. Боскис, Н.Х. Шваркин, в период от одного года до четырех лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороной речи. А.Н. Гвоздев и Н.И Красногорский отмечают, что особенность передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом), а с другой – с собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребенком. Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образца совпадают (Д.Б. Эльконин). Р.Е. Левина замечает, что акт произношения в норме следует рассматривать как завершение акустического процесса, направленного звука и определение его отличия среди других.
В поступательном развитии фонематического восприятия ребенок начинает со слуховой дифференцировки далеких звуков (например, гласных – согласных), затем переходит к различению тончайших нюансов звука( звонких – глухих, мягких – твердых согласных). Сходство артикуляции побуждает ребенка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом, и только слухом». Ребенок начинает со слуховой дифференцировки звуков, затем включается артикуляция, и, наконец, процесс дифференциации согласных завершается акустическим различением (Д.Б. Эльконин, Н.Х. Шваркин, С.Н Ржевкин).
Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и о