Приемы изучающего чтения на уроках русского языка в средних классах школы
ВВЕДЕНИЕ
На уроках русского языка преподавателю нужно решить ряд задач, одна из которых - формирование у учащихся читательской компетенции. Восприятие и понимание текста является одной из актуальных проблем в современном процессе образования, и школьная практика подтверждает, что с каждым годом тяга к чтению у детей ослабевает все сильнее, вплоть до потери интереса к познанию. В начальной, основной и даже средней школе ученики не ориентированы на письменную форму восприятия текста, не стремятся к самостоятельному получению информации прямым путем, а именно непосредственно из учебного текста, в то время как восприятие и понимание текста - это прямой путь к познанию разных сфер действительности.
ФГОС ООО устанавливает обязательства к результатам школьников: совершенствование читательских умений в процессе различных видов чтения (изучающего, ознакомительного, просмотрового), и анализ материала, в том числе умения обозначать основную мысль текста, ключевые определения, перерабатывать
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1.Смысловое чтение как основа эффективного обучения на уроках русского языка……………………………………………………………………………... 6
1.1. Изучающее чтение как вид смыслового чтения на уроках русского языка....................................................................................................................... 6
1.2. Приемы изучающего чтения и опыт их применения в современной школьной практике………………………………… …………………………. 10
1.3. Обучение стратегиям изучающего чтения в дидактическом материале для учащихся 7 классов....................................................................................... 14
2. Формирование умений и навыков изучающего чтения у учащихся 7 классов школы………………………………………………………………… 18
2.1. Выявление степени владения учениками умениями смыслового чтения ………………………………………………………………………………… 18
2.2. Формирование у учащихся умений изучающего чтения……………... 25
Заключение……………………………...…………………………………… 32
Список использованных источников………………...……..………….…… 34
Приложение А Упражнение № 1.…………………..……………………...... 39
Приложение Б Упражнение № 2..……………………..………………..…… 40
Приложение В Упражнение № 1..………………………..…………..……… 41
Приложение Г Упражнение № 2..…………………………..………..……… 44
Приложение Д Упражнение № 3..……………………………...……………. 45
Приложение Е Упражнение № 4..…………………………..……..………… 47
Приложение Ж Упражнение № 5..……………………………………..……. 49
Приложение З Протокол результатов уровня владения изучающего чтения на констатирующем этапе у обучающихся………...………………………..…. 50
Приложение И Протокол результатов уровня владения изучающего чтения на формирующем этапе у обучающихся ..………………………..……………. 52
Список используемой литературы
Агеева Л. В. Смысловое чтение и работа с текстом на учебных занятиях в условиях новых образовательных стандартов / Агеева Л. В. / 2017. : – URL:https://ingavinoroo.68edu.ru/wp-content/uploads/2016/09/Выступление-на-семинаре-2017-г.-Агеева-Л.В..pdf.
Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Азимов Э. Г., Щукин А. Н. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с. – URL: http://linguistics-online.narod.ru/olderfiles/1/azimov_e_g_shukin_a_n_novyy_slovar-21338.pdf – ISBN 978-5-7974-0207-7.
Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в Ф79 основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ; под ред. А. Г. Асмо-лова. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с. : – URL: http://s_poshin.isk.edu54.ru/wp-content/uploads/2015/06/от-действия-к-мысли.pdf – ISBN 978-5-09-020588-7.
Баранов М. Т. Методика преподавания русского языка : [По спец. N 2101 "Рус. яз. и лит."] / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и др.; Под ред. М. Т. Баранова. - Москва : Просвещение, 1990. - 365 с. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001578129 (дата обращения: 1.04.2023) – ISBN 5-09-000908-2.
Беленький, Г.П. Комментированное чтение текста / Г.П. Беленький. – Москва: Либроком, 2016. – 54 с. – URL: https://multiurok.ru/files/belenkii-g-i-statia-kommentirovannoe-chtenie-tekst.html.
Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации/ Дж. Брунер. -М., 1977. – URL: http://dshi-tayturka.irk.muzkult.ru/media/2018/11/24/1223500440/Dzh.Bruner_PsiKhologiya_poznaniya.pdf.
Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Москва: 1934. – 352. – URL: https://www.marxists.org/russkij/vygotsky/1934/thinking-speech.pdf.
Гаряева Л.Р. Обучение чтению / Гаряева Л.Р. Редактор А.Л. Ленская Оператор компьютерной верстки Г.И. Романова/ Методические указания по подготовке к Интернет-экзамену. Екат
Затем следует понимание содержания через анализ его формы представления информации. Наконец, для окончательного разбора текста требуется активный анализ элементов и сопоставление их друг с другом - это уже интерпретация материала [21].
Следовательно, изучающее чтение на уроках русского языка применяется с целью достижения различных педагогических задач, включая освоение содержания текстов и формирование навыков письменной работы. В процессе овладения методикой изучающего чтения читатель приобретает способность эффективно воспринимать информацию, анализировать ее смысл и запоминать содержание. К тому же он может интерпретировать прочитанное и вырабатывать личные выводы. Для достижения оптимального результата следует использовать соответствующие техники изучающего чтения, которые должны быть выбраны индивидуально для каждого читателя в зависимости от его потребностей.
1.3 Обучение стратегиям изучающего чтения на уроках русского языка