Проектная задача как способ активизации познавательной деятельности в начальной школе
Введение
Актуальность исследования. Особое значение и актуальность приобретает анализ научных исследований, методических рекомендаций и практического опыта разработки и реализации проектной задачи как способа активизации познавательной деятельности обучающихся в начальной школе.
С введением ФГОС НОО 2021 года предоставляются новые требования к образовательным результатам обучающихся начальной школы [33]. Сейчас предметные знания и умения являются для обучающихся средством формирования способности к самостоятельной познавательной деятельности, комплекса личностных качеств и универсальных учебных действий. Проектная деятельность становится одним из видов деятельности в начальной школе, направленных на приобретение обучающимися метапредметных умений. Решение проектных задач ориентирует обучающихся на применение различных средств и приемов в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным.
Включение в учебный процесс проектных задач позволяет учителю в ходе учебного года
Оглавление
Введение……………………………………………………………...…..........3
Глава 1. Теоретические основы реализации проектной задачи как способа активизации познавательной деятельности обучающихся в начальной школе
1.1. Активизация познавательной деятельности младших школьников как психолого-педагогическая проблема……………………………………………..6
1.2. Понятие “проектная задача” как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся………………………………………12
Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на применение проектной задачи как способа активизации познавательной деятельности обучающегося
2.1. Констатирующий этап исследования: диагностика уровня познавательной активности младших школьников...............................................19
2.2. Формирующий этап исследования: применение проектных задач как способа активизации познавательной деятельности обучающихся.....................23
2.3. Контрольный этап исследования: результаты и интерпретация проведенного исследования.....................................................................................49
Заключение………………………………………………………….…………56
Список литературы и использованных источников……………………...…58
Приложение……………………………………………………………………63
Список литературы и использованных источников
1.Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной / Ш.А. Амонашвили // Вопросы психологии. 1984. – № 5. – С. 36–41.
2.Акимова М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. – М.: Знание, 1992.
3.Бабанский Ю.К., Кузьмин Н. В., Лернер И. Я. Оптимизация процесса обучения // М.: Просвещение, 1997. – 248 с.
4.Барболин, М.П. Методологические основы развивающего обучения / М.П. Барболин. – М.: Высшая школа, 1991. – 232 с.
5.Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 416 с.
6.Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность: Монография. / В.А. Беликов – М.: Академия Естествознания, 2010. – 164 с.
7.Березовин, Н.А. Воспитание у школьников интереса к учению / Н.А. Березовин // Педагогика. –2011. – № 3. – С. 10-11.
8.Блинова Т.Л. Структура познавательной деятельности школьников в личностно-ориентированном обучении // Психология и педагогика. – 2008. №3. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-poznavatelnoy-deyatelnosti-shkolnikov-v-lichnostno-orientirovannom-obuchenii (дата обращения: 17.02.2017).
9.Воронцов А.Б., Начальная школа №6, 2007
10.Воронцов А.Б., Проектные задачи в начальной школе. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.
11.Воронцов А.Б. В.М. Заславский, О.В. Раскина и др. Сборник проектных задач. – М.: Просвещение, 2012
12.Горина Л.В. Активизация познавательной деятельности младших школьников средствами искусства // Психология развития. – 2013. – № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiyapoznavatelnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-sredstvami-iskusstva (дата обращения: 05.03.2017).
13. Господникова М.К. и др. «Проектная деятельность в начальной школе» – Волгоград: Учитель, 2009
14.Гузеев В.В. «Метод проектов». М., 1995, № 6, с.34-47.
15.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического
В данном задании развивались навыки в области окружающего мира: стороны света, знания об млекопитающих и пресмыкающихся. Результат выполнения задания — план размещения животных и намеченный путь перемещения девочек.
Задание №4 — обучающимся нужно было рассчитать время всех передвижений во время отдыха. Полученные данные заносятся в таблицу. В данном задании применялись математические навыки. Результат выполнения задания — таблица с данными о времени передвижения.
Задание №5 — обучающимся нужно было проанализировать афишу и указать на те пункты, которые отсутствуют в ней и отметить их на афише. В данном задании развиваются навыки анализа и синтеза. Результат выполнения задания — исправленная афиша.
Последним заданием являлся круглый стол, в котором обсуждались итоги работы. В данном задании развивалось умение умение полно и грамотно выражать свои мысли. Активизация познавательной деятельности при решении про