Функция визуального образа в романе Ф.М. Достоевского Подросток и проблема междисциплинарного изучения литературы
Введение
Литература тесно связана с другими сферами искусства: живописью, музыкой, кинематографом, театром и т.д. Писатель человек, наделённый даром особенного эстетического чутья, не просто художественно осмысляет жизнь и общество, а также по особенному воспринимает предметы прекрасного. Культура охватывает неисчерпаемое богатство взаимодействия человека с миром.
Ф.М. Достоевский занимает особое место в русской культуре. Он смог мастерски изобразить человека в душевном переломе, открыть страшный мир подполья, где царствует мрак удушающих идей, который приводят не только к физической смерти, но и к смерти души. Герои Ф.М. Достоевского часто раздвоены и потеряны, потому автор ведёт их сложным путём к раскаянию.
Однако ложным будет предположение, что в творчестве писателя нет места прекрасному. Ф.М. Достоевский был знаком с мировым художественным творчеством, сам тонко чувствовал искусство и в Дрезденской галерее имел возможность видеть мировые шедевры. Потрясённый писатель прон
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………3
Глава 1. Функции картины в романе Ф.М. Достоевского «Подросток»…9
§1.1. Картина «Ацис и Галатея» К.Лоррена и сон о «Золотом веке»…9
§1.2. Картина С.Рафаэля «Сикстинская Мадонна»………17
Глава 2. Функции портрета и фотографии в романе………22
§2.1. Портрет Катерины Ахмаковой….23
§2.2. Фотография Софьи Долгорукой….27
Глава 3. Функции иконы в романе Ф.М. Достоевского «Подросток»….32
§ 3.1. Значение киота….34
§3.2. Икона и двойничество Версилова…….36
Глава 4. Проектная деятельность обучающихся……….41
§ 4.1. Рабочая программа факультативного курса «Функции визуального образа в творчестве Ф.М. Достоевского»………….41
§ 4.2. Методический паспорт учебного проекта……..47
§ 4.3. Карта деятельности участников учебного проекта…….54
§ 4.4. Методические рекомендации по изучению живописи на уроке литературы с помощью романа Ф.М. Достоевского «Подросток»…….65
§ 4.5. Методы проведения урока при междисциплинарном изучении литературы в призме доказательной педагогики……..70
Список литературы…..77
Приложение…..
Список литературы
Аверинцев С.С. Большие судьбы малого жанра // Вопросы литературы. – 1981. № 4. – с. 166 – 171.
Авдеева А.Е. Образ иконы в романе Ф.М. Достоевского «Подросток» // В сборнике: Наука и общество: проблемы современных исследований. Сборник статей ХIII Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Под редакцией А. Э. Еремеева. 2019. С. 813.
Авдеева А.Е. Специфика введения живописного контекста в урок литературы в старших классах (на примере изучения творчества Ф.М. Достоевского) // В сборнике: ЛЕПТА. Ежегодный научно-методический альманах. Омский государственный педагогический университет. Омск, 2020. С. 101105.
Акелькина Е.А. Своеобразие художественного вкуса Ф.М. Достоевского. Рецепция живописи Клода Лоррена в его творчестве // Вестник Омского университета. 2013. № 4 (70). С. 286288.
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие [Текст] / Сокращ. пер. с англ. В. Н. Самохина ; Общ. ред. и вступ. статья В. П. Шестакова. Москва : Прогресс, 1974. 392 с.
Балаш Н.А. Проблема подлинности произведения искусства в русском дискурсе о «Сикстинской Мадонне» Рафаэля // Научные труды. 2015. № 35. С. 192206.
Барышникова О.О. Женский идеал в системе аксиологических представлений Ф.М. Достоевского : диссертация … кандидата филологических наук : 10.01.01 / Барышникова Ольга Олеговна; [Место защиты : Орлов. гос. ун-т]. – Орёл, 2013. – 158 с.
Беньямин В.Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости [Текст] :избранные эссе / Вальтер Беньямин; [предисловие, составление, перевод и примечания С. А. Ромашко]; Немецкий культурный центр имени Гете. Москва : Медиум, 1996. 239 с.
Бергер Д. Блокнот Бенто [Текст] : как зарождается импульс что-нибудь нарисовать?: [эссе: перевод с английского] / Джон Бёрджер. Москва:АдМаргинем Пресс, 2016. 175 с.
Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского / Н.Бердяев. – Москва : Захаров, 2001. – 171 с.
Бердяев Н.А. Русская идея : Основные проблемы рус. мысли XIX в. и нач. XX в.; Судьба Р
Ю.Г. Кудрявцев пишет о Софье Андреевне: «… эта 39-летняя женщина есть не кто иная как повзрослевшая Соня Мармеладова» [Кудрявцев : с. 58]. Почему исследователь проводит подобную параллель? Прежде всего это связано с внутренними качествами: робостью, боязливостью и покорностью. Она тиха и миловидна. И от её внутреннего состояния зависит и отношение к ней от других людей. Относясь к ней с восхищением и признательностью. Она является символом нравственности для окружающих. Эта духовная сила признаётся Версиловым и Аркадием. Это «ангел небесный» противостоит свой духовной силой «цивилизованному» Версилову.
Самопожертвование Софьи Андреевны связано не столько с желанием подчиняться объекту её любви, сколько всемирной болью и состраданием ко всякому живому существу. И этот мотив страдания непосредственно связан с мотивом «кротости», который от произведения к произведению усложняется и углубляет характеры персонажей (по А.В. Поповой). Потому мо