Особенности взаимодействия джазового исполнительства на саксофоне и инструментального сопровождения
Введение
Актуальность темы исследования. Каждый музыкант-исполнитель, обладая своей музыкальной техникой, вступает во взаимодействие со своими партнёрами по ансамблю, которые, в свою очередь, обладают индивидуальным стилем игры. В результате этого происходит интеграция индивидуальных игровых умений и навыков, и, как следствие этого, к необходимой ансамблевой согласованности.
В современном мире интерес к джазовой музыке возрастает, о чем свидетельствует большое количество публики на джазовых концертах. Многие классические произведения на сегодня известны в джазовых версиях. Проблемам джазовому исполнению инструментального сопровождения на фортепиано посвящена работа А. Н. Веретенникова «Исполнительские и фактурно-стилевые особенности фортепианно-джазового аккомпанемента». Отдельные вопросы исполнения аккомпанемента были рассмотрены Баташевом в статье «А. Н. Феномен импровизации».
Цель работы. На основе анализа специальной литературы выделить и обобщить принципы, методы, способы и
Оглавление
Введение3
Глава I. Джазовое инструментальное исполнительство7
как специфическое художественно-творческое направление музыкального искусства7
1.1. Сущность музыкально-исполнительской деятельности джазового инструменталиста7
1.2 Особенности формирования у джазового инструменталиста16
умений и навыков игры16
в условиях оркестрово-ансамблевого музицирования16
1.3 Специфика организации исполнительского процесса джазового саксофониста26
Глава II. Методические основы теории и практики формирования надежности концертного выступления саксофониста в сопровождении джазового оркестрово-ансамблевого коллектива35
2.1. Концертное выступление как итог репетиционной работы35
2.2. Основы и специфика организации репетиционного процесса джазового оркестрово-ансамблевого коллектива47
2.3. Методические рекомендации по оптимизации концертного выступления солиста-саксофониста в сопровождении джазового оркестрово-ансамблевого коллектива67
Заключение74
Список литературы77
Список литературы
Абдуллин, Э. Б. Навстречу 110-летию со дня рождения Дмитрия Борисовича Кабалевского: Приношения музыканту-педагогу / Абдуллин. Э. Б // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование. – 2014. –№ 3(7).
Абдуллин, Э. Б. Основы исследовательской деятельности педагога-музыканта: Учебное пособие. / Абдуллин Э. Б. – СПб.: Лань; Планета Музыки, 2014.
Абдуллин, Э. Б. Проблема тремоляции в вокальной педагогике и подходы к её устранению И. И. Кортова / Абдуллин. Э. Б // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». – 2016. – № 3(15).
Асафьев, Б.В. Путеводитель по концертам / Б. В. Асафьев. – 2-е изд., доп. – М. : Музыка, 1978. – 200 с.
Баренбойм, Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. А. Боренбойм. – Л. : Музыка, 1974.
Баташев, А. Н. Феномен импровизации / А. Н. Баташев // Сов. музыка. – 1987. – № 2. – С. 46 – 49.
Веретенников, А. Н. Исполнительские и фактурно-стилевые особенности фортепианно-джазового аккомпанемента /Веретенников А. Н. // Вестник СПбГИК. – 2021. – №4 (49). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolnitelskie-i-fakturno-stilevye-osobennosti-fortepianno-dzhazovogo-akkompanementa (дата обращения: 21.09.2022).
Горенко С.О. Некоторые исполнительские аспекты игры на саксофоне Дневник науки. 2019. № 8 (32). С. 2.
Гроув. Музыкальный словарь / Гроув ; пер. с англ. Л. О. Акопян. – М. : Практика, 2001. – 1095 с
Кабалевский, Д. Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. / Кабалевский Д. Б. – М.: Педагогика, 1986.
Капустин, Ю.В. Музыкант-исполнитель и публика: Социологические проблемы современной концертной жизни: исследования./ Капустин Ю.В. – Л.: «Музыка», 1985.
Келдыш Ю. В. Музыкальная энциклопедия / Ю. В. Келдыш. – М. : Изд. Дом «Городец», 2008. – 264 с
Королев, О. К. Энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки: термины и понятия / О. К. Королев. – М. : Музыка, 2002. – 166 с.
Лаптев Р.Г. Методика формирования профессиональных компетенций орк
Для решения различных музыкальных и технологических задач, таких как игра вибрато, глиссандо и колористических эффектов, духовикам может потребоваться использование необычных и специфических приемов, которые требуют специфических движений на разных психофизиологических уровнях.
Исполнительский процесс музыканта-духовика включает в себя использование различных элементов исполнительского аппарата для достижения желаемого звукового результата и создания выразительной музыки. Этот процесс зависит от взаимодействия музыканта с текстом произведения, оркестровой партией и технических способов, которые он использует для передачи интонационно-выразительных средств. В целом, целью исполнительского процесса является создание звукового образа, отвечающего исполнительской интерпретации.
Работа над произведением, содержащим элементы джаза, должна быть основана на глубоком понимании специфики жанра и академических устоев исполнительства. Так как в ходе