Обучение школьников средних классов созданию выборочных пересказов литературных текстов
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (далее – ФГОС ООО), одной из целей обучения в школе является развитие речевых умений учащихся. Процесс изучения литературы направлен на овладение учащимися «умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ» [34]. Средством контроля уровня сформированности умения пересказывать является итоговое устное собеседование по русскому языку, которое учащиеся сдают в 9 классе. Анализ результатов итогового собеседования говорит о том, что почти половина обучающихся при пересказе не умеют работать с микротемами исходного текста, не могут определить подходящее место для цитаты в тексте, допускают много фактических, грамматических и речевых ошибок, связанных с пониманием текста, что свидетельствует о том, что создание пересказа дается учащимся довольно тяжело [2].
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................................................................. 3
1 Пересказ как средство развития связной устной речи детей среднего школьного возраста...................................................................................... 6
1.1 Место пересказа в методике обучения литературе.......................... 6
1.2 Создание выборочного пересказа: анализ методических разработок............................................................................................ 13
2 Обучение учащихся 5-х классов созданию выборочных пересказов художественных произведений................................................................... 19
2.1 Выявление умений учащихся по созданию выборочных пересказов художественных произведений...................................... 19
2.2 Формирующий этап педагогического эксперимента в 5-х классах……………………………………………………………….... 26
Заключение…………………………………………………………………….. 33
Список использованных источников………………………………………… 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеева, М. М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях / М. М. Алексеева. – Москва : Сфера, 2014. 187 с. – URL: https://studopedia.info/3-52771.html (дата обращения: 16.03.2023).
2. Аналитическая справка об итогах основного этапа итогового собеседования по русскому языку в 9-х класс в 2022-2023 учебном году. – URL: https://shkola6saratov-r64.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/Spravka _ob_itogah_osnovnogo_etapa_IS_2023g.pdf (дата обращения: 24.04.2023).
3. Афанасьев, П. О. Методические очерки о преподавании родного языка и примерные уроки по всем отделам русского языка с методическими пояснениями / П. О. Афанасьев, дир. Поливан. уч. семинарии. – Москва : Бр. Башмаковы, 1914. – 243 с. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003812823 (дата обращения: 16.03.2023).
4. Богданова, О. Ю. Методика преподавания литературы: учебник для вузов / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов; под редакцией О. Ю. Богдановой. – 3-е издание, – Москва : Академия, 2004. – 397 с. – URL: https://nmc58.ru/files/docs/doc-nmc58-20220610101638.pdf (дата обращения: 17.03.2023) – ISBN 5-7695-0390-4.
5. Волков, В. В. Пересказ как способ освоения содержательности текста / В. В. Волков. – Тверь : Культура. Духовность. Общество. – 2015. –№ 16 – 125–131 с. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pereskaz-kak-sposob-osvoeniya-soderzhatelnosti-teksta (дата обращения: 24.03.2023).
6. Волосовец, Т. В. Речевое развитие. Теоретические основы и новые технологии / Т. В. Волосовец, О. С. Ушакова. – Москва : Русское слово, 2015. – 168 с. – URL: https://www.labirint.ru/books/473870/ (дата обращения: 19.03.2023) – ISBN 978-5-00007-957-7.
7. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург: Лань, 2013. – 278 с. – URL: https://e.lanbook.com/book/30535 (дата обращения: 21.03.2023) – ISBN 978-5-507-12982-9.
8. Голубков, В. В. Методика преподавания литературы / В. В. Голубков. – Москва : Учпедгиз, 1945. – 495 с.
1.2 Создание выборочного пересказа: анализ методических разработок
Существует значительное количество методических разработок, авторы которых дают рекомендации по составлению выборочных пересказов. Например, Н. Н. Павлюкова при работе над составлением выборочного пересказа предлагает предоставить учащимся алгоритм в виде памятки, с помощью которого они смогут легче выполнять это задание:
– перечитать про себя произведение, отмечая галочкой текст, относящийся к данному герою (событию);
– определить, о чем говорится в каждом отрывке;
– расположить отрывки по порядку, подумав, как их можно объединить (ставлю порядковые номера);
– продумать последовательность своего рассказа, еще раз перечитывая отмеченные отрывки;
– определить, какие чувства вызывает у меня этот персонаж (это событие);
– составить рассказ (вслух или мысленно);
– проверить по тексту, не упущено ли что-ни