Развитие познавательного интереса в иноязычном образовании
ВВЕДЕНИЕ
Проблема формирования и развития познавательного интереса к изучению иностранного (английского) языка приобретает значимую ценность и актуальность. Это связано с потребностью общества в образованных и грамотных специалистах со знанием иностранных языков, с обучением и воспитанием подрастающих поколений. В вопросе обучения важнейшей задачей для преподавателя является обеспечение ученика ролью субъекта, активного носителя деятельности и познания.
Познавательный интерес школьника формируется и развивается во время процесса обучения с помощью предметного содержания деятельности и складывающихся взаимоотношений между участниками образовательного процесса, учащимися и педагогом. Важнейшая роль здесь принадлежит учителю, который внедряет в образовательный процесс занимательные моменты, элементы новизны и неизвестности, что способствует формированию познавательных потребностей и развитию познавательного интереса.
Познавательный интерес является важной частью учебно-познавательной
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ6
1.1.Обучение как система познавательной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)6
1.2.Сущность познавательного интереса и его основные характеристики. Развитие познавательного интереса учащихся на примере учебной дисциплины «Иностранный (английский) язык»9
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА28
2.1. Элементы экспериментального исследования с применением технологии «Treasure hunt» и аутентичного материала в иноязычном образовании28
2.2. Рекомендации педагогам по развитию познавательных интересов в иноязычном образовании38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Куликова, Е. А. Обучение как система организации учебно-познавательной деятельности студентов / Е. А. Куликова // Педагогическое образование в России. – 2008. – № 1. – С. 41-46.
Звоненко, А. Б. Генезис понятия «учебно-познавательная деятельность» / А. Б. Звоненко // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2021. – №2. – C. 162-167.
Даутова, О. Б. Изменение учебно-познавательной деятельности школьника в современном образовании : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Даутова Ольга Борисовна ; Рос. гос. пед. ун-т. – Санкт-Петербург, 2011. – 408 с.
Воровщиков, С. Г. Специфика учебно-познавательной деятельности как разновидности учения школьников (к 85-летию члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Т. И. Шамовой) / С.Г. Воровщиков // Преподаватель ХХI век. – 2009. – №4-1. – С. 16-27.
Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Академия, 2002. – 576 с.
Дементьева, О. М. Особенности познавательной деятельности в образовательном процессе / О. М. Дементьева // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – №2. – С. 147. – EDN YLKJVJ.
ФГОС Основное общее образование : [сайт]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 25.03.2023).
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинтштейн. – Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.
Трубинова, К.М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе / К. М. Трубинова // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Международной научной конференции (г. Самара, сентябрь 2017 г.). – Самара: Вектор. – 2017. – С. 9-14.
Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – М.: Педагогика, 1971. – 351 с.
Петрова, С. И. О категориях «потребность», «интерес», «мотив» / С. И. Петрова // Наука без границ. – 2018. – №7 (24). – С. 90-94.
Меньшикова, Е. А. Психолого-педагогическая сущность
Отбор аутентичного материала происходит при анализе возраста учащихся и их интересов, их способностей и возможностей, целей.
Большинство учителей иностранных языков считают, что аутентичные материалы стали важной и незаменимой базой для уроков иностранного языка. Основная причина заключается в том, что оригинальность материалов считается характеристикой естественной языковой среды, которая становится существенной в рамках почти полной изоляции от носителей языка [31, с. 98].
В отечественной методической литературе выделяются следующие критерии отбора аутентичных материалов:
последовательность – аутентичный материал не должен нарушать целостность процесс изучения. Работа с аутентичными материалами станет органичной частью урока, которая связана и с другими учебными материалами;
новизна по отношению к предметному содержанию, необходимо нал