Формирование у дошкольников с общим недоразвитием речи умения строить высказывания посредством математических игр и упражнений
Введение
Современная система образования направлена на развитие личности ребенка, разработку форм, методов обучения и воспитания, обеспечивающих развитие каждого ребенка, его познавательных способностей и личностных качеств. Одним из условий для решения современных проблем образования является формирование ключевых образовательных компетенций дошкольников. Ключевая компетенция — это целостная система универсальных знаний, навыков, умений, а также опыт самостоятельной деятельности дошкольников.
К 6-7 годам дошкольники полностью должны овладеть речью как полноценным средством общения, связной речью в том числе. Связная речь один из самых жизненно необходимых навыков. И этот навык необходим для успешной межличностной коммуникации в течении всей жизни любого человека. Сначала ребенок ходит в дошкольное учреждение, посредством речи общается со своими сверстниками, познает окружающий мир. Уже на этом этапе жизни важно обладать зачатками связного высказывания. Затем ребенок переходит в
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития у дошкольников с общим недоразвитием речи умения строить высказывания 7
1.1. Формирование у дошкольников умения строить высказывания в онтогенезе 7
1.2. Особенности формирования умения у дошкольников с общим недоразвитием речи строить высказывания дошкольниками с общим недоразвитием речи 13
1.3. Направления работы по развитию у дошкольников с общим недоразвитием речи умения строить высказывания 19
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у дошкольников с общим недоразвитием речи умения строить высказывания посредством математических упражнений и игр 25
2.1. Выявление уровня сформированности умения строить высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи 25
2.2. Содержание логопедической работы по формированию у дошкольников с общим недоразвитием речи умения строить высказывания посредством математических игр и упражнений 34
2.3. Оценка эффективности работы по формированию у дошкольников с общим недоразвитием речи умения строить высказывания 47
Заключение 52
Библиографический список 56
Приложение 1 62
Приложение 2 68
Библиографический список
1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 109 с.
2. Архипова Е. Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста. Учебное пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 256 с.
3. Биева Е. Г. Факторы, влияющие на понимание текстов (на материале детской речи) : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19. М. : б. и., 1984. 186 с.
4. Бойкова С. В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет : в помощь учителям-логопедам, воспитателям речевых групп и родителям / С. В. Бойкова. Санкт-Петербург : КАРО, 2014. 176 с.
5. Болотова И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста / И. О. Болотова. // Молодой ученый. 2016. №7. С. 35-38.
6. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. / Т. Большева. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. 253 с.
7. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. - М.: АСТ, Планета знаний, Астрель, Хранитель, 2018. 160 c.
8. Габова Р.И. Методика обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста: Дисс.канд.пед.наук. М., 1952. 130с.
9. Гвоздев, А.М. Вопросы изучения детской речи / А.М. Гвоздев. -М.: Академия, 1991. 211 с.
10. Глухов В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Учебное пособие / В.П. Глухов. М.: Секачев В. Ю., 2014. 232 c.
11. Глухов В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. 295 с.
12. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. 2-е изд., испр.и доп. М. : АРКТИ, 2004. 168 с.
13. Глухов, В. П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психологического развития и общим недоразвитием речи / В. П. Глухов, М. Н. Смирнова. // Логопедия. 2005. №3. 13-24 с.
14. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 6-7 лет : конспекты занятий по развитию связ. речи в подготовит. к шк. логогруппе / О. С. Гомзяк. Москва : ГНОМ и Д, 2014. 128 с.
15. Гурович Л.М. Ребенок
В лингвистическом направлении ребенок сначала научается означивать предметы и выделяемые отношения ситуации речевыми единицами. Благодаря этому в его речи появляются однословные предложения, в которых заключено содержание целого высказывания. За счет когнитивного развития ребенка и обогащения его предметного опыта семантика детского высказывания постепенно усложняется, происходит отрыв высказывания от ситуации и, по мере свертывания и генерализации предметных значений, превращение их в фонд общих знаний. К 5 – 6 годам ребенок овладевает умением планировать свои действия в уме, что создает основу для овладения связным монологическим высказыванием.
Дети дошкольного возраста с ОНР мало используют связную фразовую речь в процессе учебной и игровой деятельности, испытывают трудности в составлении синтаксических развёрнутых конструкций. Для самостоятельных монологи