Организационно-управленческие условия организации инклюзивного образования в учреждениях среднего профессионального образования (на примере ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова)
Введение
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики в России на 2021 год 704 000 детей-инвалидов (в возрасте до 18 лет), что составляет 6,05% от общего количества инвалидов. Специалисты Росстата отмечают «омоложение» и утяжеление инвалидности. Этот факт не может не отразиться на показателе трудовой активности данной категории населения, учитывая, что, доля вовлеченности инвалидов в трудовую деятельность составляет 13,9% инвалидов (1 517 000 человек) [60].
Неуклонный рост числа инвалидов и их низкая трудовая занятость требуют решения проблемы получения профессии, поскольку успешная интеграция молодых людей данной социальной категории в значительной степени связана с профессиональным образованием, которое является одним из наиболее действенных социальных ресурсов, направленных на преодоление социальной эксклюзии и экономической зависимости, имеет базисное значение для повышения конкурентоспособности на рынке труда и является центральной в системе профессионально
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы организационно-педагогических условий организации инклюзивного образования в учреждениях среднего профессионального образования
1.1. Сущность инклюзивного образования 11
1.2. Инклюзивное образование в среднем профессиональном образовании 20
1.3. Организационно-управленческие условия организации инклюзивного образования в учреждениях среднего профессионального образования 39
Глава 2. Опытно-практическое исследование проблемы организационно-управленческих условий организации инклюзивного образования в учреждениях среднего профессионального образования (на примере ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»)
2.1. Анализ организационно-управленческих условий организации инклюзивного образования в ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» 63
2.2. Модель организации инклюзивного образования в ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» 91
Заключение 100
Не найдено
Анализ показателя «Организация профориентационной работы с абитуриентами из числа инвалидов и лиц с ОВЗ» показал, что профориентационная работа проводится в рамках «Дней открытых дверей в ГПОУ СГПК», с 2020 г. в рамках мероприятий проекта «Билет в будущее», а в «Программе развития ГПОУ «СГПК» на 2021-2026 гг.» запланировано проведение профессиональных проб абитуриентов.
Проведение программ предпрофильного обучения, профориентационного тестирования, профориентационного консультирования для данной категории обучающихся и родителей по вопросам приема и обучения колледжем не проводится, не создано структурное подразделение, которое курировало бы данное направление, не разработаны локальные акты.
Таким образом, можно констатировать, что основная часть студентов с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся по специальностям или профессии в ГПОУ «СГПК», выбрали их без учета соответствия состоянию здоровья, рекомендаций, указанных в ИПРА, собственных интересов, склонностей и способностей, что в последствии сказывается на прекращении профессионального образования и отчислении.
Следующий показатель «Подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников из числа обучающихся с ОВЗ и инвалидов и их закреплению на рабочих местах». Было установлено, что в колледже создано структурное подразделение «Центр содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников», функционирующий согласно Положению, которое требует доработки с учетом Государственной программы «Содействие занятости населения», утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 30 октября 2019 №512 реализуется Подпрограмма 2 «Сопровождение инвалидов, в том числе инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в Республике Коми». На сайте колледжа создана страница центра https://sgpk.rkomi.ru/vipusknik/index.php, на которой размещена актуальная информация «Банк данных вакансий», «Куда пойти учиться», организовано сетевое взаимодействие с Центром занятости населения г. Сыктывкара (от 2017 г.), проводятся «Ярмарки вакансий», энциклопедия содействия трудоустройства система АИСТ, однако, нет конкретизации в отношении лиц с ОВЗ и инвалидностью. Колледжем не разработана программа постдипломного сопровождения выпускников с ОВЗ и инвалидностью, отсутствуют программы организации дополнительного обучения для лиц с инвалидностью, отсутствует информация о трудоустройстве выпускников. Содержание страницы сайта можно было бы дополнить информацией о полезные ресурсах, требованиях и гарантиях для выпускников с ОВЗ и инвалидностью в сфере труда.