Технологии развития интереса к игрушкам и действиям с ними у детей с интеллектуальными нарушениями
Введение
Чем является игрушка для человека? Вопрос звучит некорректно, согласитесь. А если спросить чем игрушка является для ребёнка? В таком случае мы действительно задумаемся над смыслом вопроса. Это не является случайностью.
Если начать разбираться в этой теме, то мы поймём, что игрушка - это не просто вещь для развлечения ребёнка. Игрушка является неотъемлемой частью детства, незаменимой частью игры. Ребёнок знакомится с игрушкой с самого момента своего рождения. В процессе роста и взросления меняются и игрушки ребёнка (Коссаковской Е.А). В начале жизни ребёнка, это различные погремушки, яркие объекты, игрушки-пищалки. С самых первых месяцев мы вешаем ребёнку в кроватку различные подвески и гирлянды, которые привлекают внимание малыша. С самых ранних этапов развития ребёнка мы выбираем игрушки, которые будут выполнены из разных материалов, разной формы и размеров, отличающиеся по весу и издаваемым звукам. Мы подбираем игрушки таким образом, чтобы они активировали развитие различ
Оглавление
Введение 3
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты развития интереса к игрушкам и действиями с ними у детей с интеллектуальными нарушениями 8
1.1 Общие сведения о роли игрушки в жизни детей с интеллектуальными нарушениями 8
1.2 Особенности интереса к игрушкам и действиями с ними у детей с интеллектуальными нарушениями 13
ГЛАВА 2 Исследование игровой деятельности с игрушками у детей с интеллектуальными нарушениями 21
2.1 Организация и методика проведения констатирующего этапа 21
2.2 Анализ результатов констатирующего этапа 23
ГЛАВА 3 Педагогические условия формирования интереса к игрушкам и действиям с ними у детей с интеллектуальными нарушениями 27
Заключение 34
Список литературы 35
Приложения 40
Список литературы
Абраменкова, В.В. Во что играют наши дети? / В.В. Абраменкова // Воспитание школьников. – 1998. – № 4. – С. 33–34.
Аксенова Е.Б. Формирование саморегуляции у старших дошкольников с ЗПР в сюжетно-ролевой игре и на учебных занятиях: Автореф. дис ... канд. психол. наук. – Н. Новгород, 1992.
Алешина И.Н. Инновационный подход в изучении игровой деятельности дошкольника как показателя психологической готовности к обучению в школе //Вестник ТГУ. - 2008. - №12. С.30-38.
Арутюнов С.А., Чебоксаров Н.Н. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества // Расы и народы. Вып. 2. – М., 2012. – С. 27–39.
Баряева Л.Б, Зарин А.П., Соколова Н.Д., Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: учеб.-метод. Пособие. - СПб,2001.
Баряева Л.Б., Зарин А.П. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием / Инновации в Российском образовании: Дошкольное образование.- М.: Изд. МГУП, 1999.
Белобрыкина О.А. Роль игрушки в эмоциональном благополучии // Социальнопедагогические, психологические и философские аспекты формирования личности в культуре современной России. — Бирск: - 2006. С. 154–167.
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста-М.: Просвещение, 1991.
Винникотт Д. Игра и реальность. - М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2002.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966, №6.
Выготский Л.С. Психология развития ребенка. –Москва: Эксмо-Пресс: Смысл, 2003. – 512 с.
Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. - М.-Воронеж.: МОДЭК, 1996.
Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1982. – Т. 4. – 432 с.
Гаврилушкина О.П. Воспитание обучение дошкольника с нарушением интеллекта. – М., 1991
Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых
Если рассмотреть действия с игрушками в процессе игры детей с интеллектуальными нарушениями, то можно отметить низкий уровень овладения самостоятельными игровыми действиями. В том числе в игре с участием педагога. Игровые действия с предметами характеризуются кратковременностью, вследствие чего, можно судить о снижении интереса к игрушкам и действиям с ними, это, естественно, не даёт развиваться игре. Помимо этого, игра детей с интеллектуальными нарушениями отмечается замкнутостью, они, как правило, играют в одиночестве, молча, у них не возникает интерес к другим возможным игрокам, что говорит об отсутствие интереса в целом к игре [14].
Дошкольники с интеллектуальными нарушениями, находясь в процессе игры, долгое время способны не проявлять интереса к ее процессу и игрушкам. Ребёнок действует с игрушками безразлично, безынициативно подчиняясь требованиям взрослого. Благодаря обучению игровым действиям интерес к игрушкам возникает,