Комбинаторные задачи как средство развития математических способностей младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Современный ход развития российского общества ставит перед школой задачу воспитания личности, способную самостоятельно и критически размышлять, соотносить и анализировать факты, разрабатывать новые способы решения образовавшихся задач, вопросов, выбирать подходящие из них, при этом учитывать разнообразные условия и определённые ситуации.
Вследствие этого, совершенствование общеобразовательной школы на новом этапе её развития «предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей» [5, с. 2-14].
В контексте таких ориентаций подвергается изменениям приоритет математического образования, которое на новом этапе трактуется как процесс становления личности человека с помощью усвоения им основ математических знаний.
Одним из направлений совершенствования содержания математического образования на новом этапе является включение в программу школьного кур
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………...
Глава 1 Теоретические основы развития математических способностей младших школьников в процессе изучения комбинаторных задач……………………………………..……………….
1.1 Сущность понятия «математические способности» ………………..
1.2 Особенности развития математических способностей младших школьников………………………………………………………………….
1.3 Комбинаторные задачи в курсе математики начальной школы как средство развития математических способностей младших школьников………….…………………………………………. ……………
Глава 2 Опытная работа по развитию математических способностей младших школьников в процессе изучения комбинаторных задач………………………………………………….
2.1 Диагностика уровня развития математических способностей младших школьников .......……………………………………..………
2.2 Комплекс комбинаторных задач, способствующих развитию математических способностей младших школьников.………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………..…………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази // - М.: 2012. – С. 682.
2. Гнеденко Б.В. Развитие мышление и речи при изучении математики / Б.В. Гниденко // – 1991 - №4. – С. 21.
3. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике / В.А. Гусев // – М. Академия. – 2003. – С. 254
4. Колмогоров А.Н. Математика - наука и профессия / А.Н. Колмогоров // М.: – 1988. – С. – 65.
5. Концепция развития школьного математического образования / – 1990. – С. – 2-14.
6. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий // − М.: – 2000. – С. – 412.
7. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников / В.А. Крутецкий // – М.: Просвещение, – 1968. – С. – 324.
8. Лавлинская, Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе / Е.Ю. Лавлинская // М.: Просвещение, – 2010. – С. – 162.
9. Лавренко, Т.А. Как научить детей решать задачи / Т.А. Лавренко // – М.: – Саратов, – 2000. – С. – 64.
10. Леман, И.А. Увлекательная математика / И.А. Леман // – М.: Знание, –1985. – С. – 272.
11. Математика. 1–4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева // под ред. Н. Ф. Виноградовой// – М.: Вентана-Граф, – 2009. – С. – 160.
12. Математика. Учеб.для 1–4 кл. нач. шк. / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова – М.: – Просвещение, – 2004. – С. –98.
13. Медведева О.С. Развитие комбинаторного стиля мышления / О.С. Медведева // – М.: – 1990. – С. – 49-5.
14. Мельников О.И. Использование графов при обучении математике / О.И. Мельников // – М. – 2003. – С. – 21-26.
15. Моро, М.И. Методика обучения математике в 1- 3 классах / М. И. Моро, А. М. Пышкало// - М.: – Просвещение, – 1978. – С. – 334.
16. Мышление: процесс, деятельность, общение / под ред. А В. Брушлинского. – М.: – 2009. – С. – 258.
17. Николаенко, В.М. Психология и педагогика / В.М. Николаенко, Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. //- М.: ИНФРАМ; – 2013. – С. – 175.
18. Петерсон, Л.Г. Математика. 1–4 класс / Л.Г. Петерсон // – М.: – Ювента, –2005. – С. – 423.
19. Потанина, В.А. Методы и приёмы решения нестандартных задач в начальных классах / В.А. Потанина //– М.: – 2016. –С. – 58.
20. Обухова, Л.Ф. Этапы развития детского мышления / Л.Ф. Обухова // – М.: – 2012. – С. – 169.
Данное стремление начинает активное развитие и достигает своих результатов к началу среднего школьного возраста.
Цель младших школьников, обладающих средним уровнем математических способностей, состоит в том, чтобы эту задачу решить. В то время как ученики, обладающие более высоким уровнем математических способностей, нацелены на то, чтобы решить эту задачу более рациональным способом за короткий промежуток времени. Однако, чаще всего младшие школьники заинтересованы в том, чтобы выбрать наиболее скорый и облегчённый способ решения математических задач.
Как отмечает А. Анастази, стремление к экономии умственных сил и рациональности получает своё развитие чаще всего в старшем возрасте, нежели в возрасте младших школьников. Это стремление также характерно учащимся старших классов, склонных к математическим способностям. Так как они выражаются в более отчетливой и наглядной форме, после чего начинается активный тв