Профориентационная работа в школе как средство профессионального самоопределения старшеклассников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников всегда была актуальной. В данном возрасте каждый стоит перед выбором профессии. Профессиональное самоопределение постоянно связывается с такой существенной характеристикой подросткового возраста, как устремленность в будущее; с осознанием себя в обществе, с необходимостью решать проблемы своего будущего. Однако каждый исторический период ставит перед взрослеющим человек и свои специфические задачи.
В настоящее время актуальность организации профессионального самоопределения в общеобразовательных организациях отражена в следующих нормативно-правовых актах: Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [21]; Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [21].
Согласно 66 статье закона «Об образовании Российской Федерации» [21], среднее общее образование является направленным на «формирование навыков самостоятельной учебной
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
1 Сущность понятия «профессиональное самоопределение» в научной литературе
2 Старшеклассники как особая социально-психологическая категория.
1.3 Специфика профориентационной работы в школе
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
2.1 Характеристика базы исследования и экспериментальной группы
2.2.Исследование профессионального самоопределения старшеклассников
2.3 Программа профориентационной работы, направленная на профессиональное самоопределение старшеклассников, выявление её эффективности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. Санкт Петербург: Речь, 2006. 236 с.
Володина Ю.А. история профориентации М.: Генезис, 2012. 74 с.
Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. Спб, 2006. 105 с.
Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. - Москва: Просвещение, 2007. 95 с.
Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие. - Академический проект Фонд «Мир», 2006. 418 с.
Э. Бэрн Психология профессионального самоопределния в ранней юности. МПСИ, 2008.418 с.
Климова Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: Педагогика и психология, Соц. педагогика, Педагогика. М.: Academia, 2004. 301 с.
Климов Е.К. Психология успеха. Тренинг личностного и профессионального развития: учебно-методическое пособие. Спб. Речь, 2013. 302 с.
Минюрова С. Психология саморазвития человека в профессии. Москва, 2008. Москва: Сфера, 2006. 125 с.
Парсонс Ф. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. Спб , 2006. 800 с.
Д.Б Эльконин. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. Москва: Сфера, 2006. 118 с.
Д.Б Эльконин. Формирование личности, 2006. 120 с.
Д. Сьюпер «Я» - концепция «Ресурс», 2006. 46 с.
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. М.: Генезис, 2007.128 с.
Д. Сьюпер «Я» - концепция «Ресурс», 2006. 46 с.
С.Л Рубенштейн Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. М.: Генезис, 2007. 128 с.
Романова Е. С. 99 популярных профессий: психологический анализ. 2-е изд.. Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2006. 460 с.
Степанский В. И. Психологические факторы выбора профессии: теория, эксперимент: учебно-методическое пособие. Москва:, 2006. 108 с.
Столяренко Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. Феникс, 2005. 25 с.
Трошин О.В. Основы социальной реабилитации и профориентации: учеб
льное самоопределение старшеклассников, проводилась на базе МБОУ «СОШ № 7» г. Зима.
В структуре эксперимента были выделены следующие этапы:
1.Констатирующий этап, целью которого является диагностика профессионального самоопределения старшеклассников экспериментальной группы. Сроки проведения: январь 2021 г.
2.Формирующий этап: разработка и апробация программы, направленной на профессиональное самоопределение старшеклассников экспериментальной группы посредством профориентационной деятельности в условиях общеобразовательной школы. Сроки проведения: февраль 2021 г.
3.Контрольный этап, в ходе которого выявляется эффективность экспериментальной работы, для чего проводится повторное диагностическое исследование, направленное на определение уровня профессионального самоопределения у старшеклассников экспериментальной группы. Сроки проведения: март 2021 г.
Остановимся подробнее на характеристике базы исследования и экспериментальной группы.
Образовательное учреждение находи