Педагогические условия формирования ЗОЖ у детей дошкольного возраста средствами игровых
Введение
Актуальность исследования.
Здоровье всегда было и остается главной ценностью и источником активной жизни для всех людей. Проблема формирования здорового образа жизни сегодня актуальна и представляет большой интерес для современного общества, поскольку существует множество неблагоприятных факторов, которые привели к низкой рождаемости, высокой смертности и резкому ухудшению здоровья всех людей, в том числе и детей. Такая нестабильная обстановка в жизнедеятельности человека, общества ставит перед современным образованием вопросы, связанные с обучением и воспитанием у подрастающего поколения ценностного отношения к здоровью, к здоровому образу жизни.
Процесс формирования ЗОЖ у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) основывается на положениях системного подхода к освоению ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях непрерывного образования. Его основная цель – это забота о собственном здоро
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I Теоретико - методологические подходы к проблеме формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста …………………………………………………………………………………………11
1. 1 Проблемы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе………………………………...11
1.2 Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….23
Выводы по I главе …………………………………………………………..35
Глава II Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста средствами игровых технологий……………………………………………………………………………36
2.1. Анализ уровня сформированности здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОО …………………………………………………….36
2.2. Реализация программы по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в ДОО……………………………………..49
Выводы по II главе………………………………………………………….58
Заключение…………………………………………………………………….60
Литература…………………………………………………………………….62
список использованной литературы.
Глава 1 Теоретико-методологические подходы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
1.1 Проблема формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Дошкольный возраст - это ценный и важный период в жизни человека, поскольку необходимость укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста является важным условием их успешной жизни.
Здоровье является одной из приоритетных жизненных ценностей для большинства людей. Здоровье – это главная и важная потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности.
В понятие здоровья входит способность человека адаптироваться к окружающей среде с учетом собственных возможностей, способность противостоять внешним и внутренним факторам, болезням и травмам, сохранять себя, расширять свои возможности, т.е. обеспечивать свое благополучие.
Существует 5 критериев в определении здоровья:
Отсутствие заболеваний;
Нормальное функционирование организма в системе «человек-окружающая среда»;
Полное физическое, психическое, духовное и социальное благополучие;
Способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям выживания в окружающей среде;
Способность хорошо выполнять основные социальные функции.
Проблема здоровья детей дошкольного возраста в настоящее время очень актуальна. Очевидно же, что состояние здоровья детей не соответствует как потребностям, так и потенциальным возможностям нашего общества. В связи с этим, ученные предлагают нам различные системы оздоровления, программы и т.п., а также различные методы оздоровления для снижения риска заболеваемости.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» [Цит. по: 155, с. 5].
Проблемой здоровья и формирования здорового о
Под формированием здорового образа жизни понимается комплекс знаний, навыков и отношений к здоровью, направленных на создание, сохранение и поддержание здоровья и профилактику заболеваний. Формирование здорового образа жизни дошкольников в контексте нашего исследования, рассматривается как целесообразный процесс, направленный на обогащение когнитивных представлений ребенка о содержании и ценности здорового образа жизни, а также на активную деятельность по сохранению и поддержанию здоровья.
1.2.Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
В педагогическом словаре категория «условие» трактуется следующим образом:
среда, в которой пребывает и без которой не могут существовать предметы и явления;
среда, в которой что-нибудь происходит;
данные условия, из которых стоит исходить.
Под педагогическими условиями понимаются обстоятельства, которые способствую