Выявление особенностей навыка пересказа у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Введение
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи и речевого общения. Ребенку важно научиться рассказывать: не просто назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она характеризуется последовательно связанными между собой мыслями, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. В формировании связной речи прослеживается тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности.
Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа дете
Содержание
Введение4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи8
1.1. Развитие навыка пересказа в онтогенезе8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи14
1.3. Особенности навыка пересказа у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи19
Выводы по главе 122
Глава 2. Экспериментальное исследование навыка пересказа у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.24
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента24
2.2 Методика констатирующего эксперимента27
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента28
Заключение34
Список литературы35
Список литературы
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений / Алексеева М.М., Яшина В.И. -- 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. средних пед. учеб. заведений /М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - Москва: Academia, 1997. - 214с. - (Педагогическое образование).
3. Бордич, А. М. Методика развития речи детей. Курс лекций для студентов пед. ин-тов по специальности "Дошкольная педагогика и психология". - М..: Просвещение, 1974. - 288 с.
4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. - М.: Просвещение, 2004.-255с.
5. Выготский, Л.С. Мышление и речь Изд. 5, испр./ Л. С. Выготский – М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
6. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П.Глухов. – М.: АРКТИ, 2002. – 312 с.
7. Ермишина, Г.И. Обучение пересказу детей с ОНР / Г.И. Ермишина // Логопед. – 2015. - № 3. – С. 78- 83.
8. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников : Дети с общим недоразвитием речи : кн. для логопеда. М., 1985. 112 с.
9. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.--метод.пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.
10. Жукова, Н. С., Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Мастюкова, Е. М., Филичева, Т. Б. – Москва : Просвещение, 1990. – 316 с
11. Корицкая, Е.Г. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи / Е.Г. Корицкая, Т.А. Шимкович. М.: Наука, 2002. 97 с.
12. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П.Короткова. - М.: Просвещение, 2004.-398с.
13. Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 2011. - 224с.
14. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. - М.: Академия, 1997. - 256 с.
15. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. - М.: Просвещение, 1989. - 248 с.
16. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция . –– М..: Просвещение, 1992. – 95 с.
17. Рубинштейн С. А. Развитие связной речи : хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. М., 1999. 560 с.
18. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Сазонова. —— 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 144 с.
При пересказе текста у детей с ТНР наблюдается непонимание смысла прочитанного, пропуск важных для изложения деталей, нарушение логической последовательности, повторы, добавление лишних эпизодов или воспоминаний из личного опыта, затруднения в выборе необходимого слова.
В исследованиях авторов, занимающихся проблемой развития связной речи у дошкольников не раз отмечается, что связная речь у детей с ТHР имеет ряд особенностей [9]. Неспособность к пересказу и построению текста самостоятельно; отсутствие последовательности при пересказе текста, отсутствие оценочных суждений, неумение продолжить рассказ. Как правило, рассказы детей бессвязны. Видны проблемы с лексическим и грамматическим построением предложений.
Сергей Леонидович Рубинштейн, занимаясь вопросом связной речи говорит, что важно умение раскрыть мысль на основе выстроенного потока речи. Смысл высказывания будет п