Дидактическая игра как средство развития мышления дошкольников

Скачать дипломную работу на тему: "Дидактическая игра как средство развития мышления дошкольников". В которой рассмотрено понятие мышления, виды мышления, операции мышления. Подобран диагностический инструментарий и проведена диагностика мышления детей старшего дошкольного возраста.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
05.08.2024
Объем файла
269 Кб
Количество страниц
73
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2320 руб.
2900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность темы исследования.
Важное место в жизнедеятельности каждого человека занимает мышление, поскольку оно является средством познания окружающей действительности.
С помощью этого процесса индивид может выделить более значительные признаки предмета, по- другому осознать свой чувственный опыт, установить между явлениями причинно - следственные связи, а также делать на их основе выводы. Осуществляя такие операции мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация и др., люди приобретают новые знания.
Развитие интеллектуального потенциала является обязательным условием для качественного развития общества, а реализация данной задачи по большей части обуславливается организацией процесса обучения.[41]
Поэтому при подготовке детей к школе важное значение имеет развитие мыслительных операций. Однако не все дети идут в школу подготовленными. У многих детей мыслительные операции сформированы плохо. Мышление у таких детей находится на низ

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ДОО 7

1.1 Понятие «мышление » и его развитие в период дошкольного детства… 3

1.2.Особенности мышления дошкольников……………………………………13

1.3 Роль дидактических игр в развитии мышления дошкольников 18

Выводы по главе 1 25

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 29

2.1. Организация исследования и результаты диагностики мышления детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эмпирического исследования 29

2.2 Анализ результатов диагностики  мышления детей старшего дошкольного возраста 30

2.3Содержание работы по развитию  мышления детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе эмпирического исследования 47

2.4.Анализ результатов диагностики развития  мышления на контрольном этапе эмпирического исследования 53

Выводы по главе 2…………………………………………………………...72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….74

РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………………………….…..81

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83

Список использованной литературы
1. Абдуллина Н. Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр / Н. Н. Абдуллина. // Проблемы педагогики. –2016. –№3. –С. 83-86
2. Абрамова О.А. Основы психологии и педагогики развития дошкольников в системе непрерывного образования // 2015 , с.106. Режим доступа:https:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23781386,свободный-Загл. с экрана (дата обращения 03.03.23).
3. Белопольская Н.Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию. Изд. 3-е, стереотип. — М., 2009 с.
4. Бурханов К.Т., Шукруулова М.А. // Роль дидактических игр на развитие мышления у детей дошкольного возраста: Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-didakticheskih-igr-na-razvitie myshleniya-elementarnyh-matematicheskih-predstavleniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta/viewer , свободный-Загл.с экрана(дата обращения: 1.03.23).
5. Бутенко Н.В. Траектория формирования мышления в процессе детского развития. г. Челябинск. - 16 с. Режим доступа:https:https://cyberleninka.ru/article/n/traektoriya-formirovaniya-myshleniya-v-protsesse-detskogo-razvitiya/viewer, свободный-Загл. с экрана (дата обращения 2.03.23)
6. Венгер Л.А., О.М.Дьяченко, Р.И.Говорова, Л.И. Цеханская. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2014.
7. Воронина Л. В. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений строить суждения и умозаключения / Л. В. Воронина, М. В. Карпова. // Педагогическое образование в России. –2017. –№6. –С. 37-43 Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-umeniy-stroit-suzhdeniya-i-umozaklyucheniya – Загл. с экрана. (дата обращения: 15.01.20)
8. Вострикова Н.М. Понятие «Мышление» в психолого-педагогической литературе// Педагогический журнал. - 2012.-№8. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/ponyat

Методики исследования:
«Разрезные картинки» (Урунтаева Г.А.) [44]. Цель методики: изучение уровня и особенностей сформированности наглядно-образного мышления.
«Четвертый лишний» (Белопольская Н.Л.) [3]. Цель методики: позволяет установить уровень обобщения, доступный ребенку, а также выявить особенности протекания у него процессов анализа, сравнения и синтеза, приводящих к формированию категории, включающей только три из четырех предъявленных предметов.
«Аналитические задачи» (Земцова О.Н.) [17]. Цель методики: диагностика понимания логических отношений, умение соотносить два суждения для получения вывода.
В Приложении 1 представлен полный текст указанных методик.
2.2 Анализ результатов диагностики наглядно-образного мышления на констатирующем этапе эмпирического исследования
Представим результаты диагностики по методике «Разрезные картинки» Для нагл