Логопедическая работа по формированию навыков понимания и употребления предлогов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Выражение пространственных отношений в русском языке достаточно сложно, поэтому для дошкольников овладение предлогами представляет определённые трудности, как на уровне понимания, так и употребления.
Характерной особенностью речевого дизонтогенеза у детей с общим недоразвитием речи является трудность определения пространственных отношений. Наиболее характерными ошибками в употреблении предлогов дошкольниками с ОНР III уровня являются пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов, отсутствие предлогов, замена предлогов. Такие дети нуждаются в специальных дополнительных занятиях по формированию навыков понимания и употребления пространственных предлогов в речи (Н. П. Рудакова).
На основе проведенного анализа методической литературы нами были выделены приемы коррекционной работы, оказывающие влияние на эффективность логопедической работы по формированию навыков понимания и употребления предлогов в устной речи дошко
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ РАССМОТРЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПОНИМАНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ 5
1.1. Понимание и употребление предлогов дошкольниками с общим недоразвитием речи третьего уровня 5
1.2. Анализ методик логопедической работы по формированию умений пользоваться предлогами дошкольниками с общим недоразвитием речи третьего уровня 12
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ПОНИМАНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ 21
2.1. Организация и проведение диагностического исследования по выявлению особенностей понимания и употребления предлогов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня 21
2.2. Разработка и частичная апробация логопедической работы по формированию навыков понимания и употребления предлогов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня 31
2.3. Анализ и обобщение результатов исследования 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
Список литературы не найден
Таким образом, для детей с общим недоразвитием речи третьего уровня характерно то, что с помощью предлогов они стараются выразить главным образом пространственные отношения. Всякие другие отношения (временные, причинные, сопроводительные, разделительные) с помощью предлогов выражаются значительно реже. Особенно редко используются предлоги, выражающие обстоятельства, характеристику действия или состояния, свойства предметов или способ действия (около, между, через, сквозь и т.д.). Из них более употребляется предлог около, а значения других мало знакомы детям. Следовательно, ошибки в использовании предлогов у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня многочисленны и специфичны, и носят как продуктивный, так и непродуктивный характер, соответствующий низкому уровню развития их грамматических средств языка.
1.2. Анализ методик логопеди