Изучение фразеологии на уроках русского родного языка в аспекте метапредметного подхода

Скачать диплом с рассмотрением фразеологии в школьном курсе русского родного языка.
Author image
Askar
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
05.08.2024
Объем файла
151 Кб
Количество страниц
66
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1600 руб.
2000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕЯзык и речь являются неотъемлемой частью жизни человека. Они способствуют формированию мышления и передачи информации между людьми. При помощи речи люди умеют грамотно высказывать свои мысли. Развитие языка и речи достигается, изучая различные разделы языкознания, один из которых – фразеология.
Фразеология (от греч. phrases – «выражение» и logos – «учение») – наука о сложных по составу языковых единицах, имеющих устойчивых характер, – фразеологизмах. В настоящее время новые фразеологические обороты постоянно возникают в речи и, активно употребляясь, входят во фразеологический состав языка, обогащают его новыми выразительными средствами. Вопросы фразеологии изучали Н.Ф. Алефиренко, Т.И. Вендина, В.В. Виноградов, Е.И. Диброва, П.А. Лекант, А.А. Реформатский и другие. Они рассматривали существенные признаки фразеологизмов, их классификацию.
 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………6
Глава I. Теоретические основы изучения фразеологии на уроках русского родного языка…………………………………………………….…...9
§1. Фразеология как раздел лексикологии………………………………9
§2. Взаимосвязь фразеологии с другими науками…………………….14
§3. Место и роль фразеологии в системе русского родного языка.....16
§4. Специфика изучения фразеологии как раздела русского родного языка…………………………………………………………………..….18
Глава II. Метапредметный подход в рамках изучения фразеологии на уроках русского родного языка………………………………………………23
§1. Понятие и сущность метапредметности…………………………...23
1.1. Место и роль метапредметности на уроках русского родного языка……………………………………………………………………...24
1.2. Значение метапредметного подхода на уроках русского родного языка……………………………………………………………26
§2. Применение метапредметного подхода в преподавании русского родного языка …………………………………………………………...29
2.1. Метапредметные технологии на уроках русского родного языка ……………………………………………………………………36
2.2. Формирование кульутроведческой компетенции учащихся в рамках метапредметного подхода…………………………………...…43
2.3. Методическая разработка урока русского родного языка в изучении фразеологизмов с использованием метапредметного подхода………………………………………………………………...…52
Заключение……………………………………………………………………….62
Библиография…………………………………………………………………….65
Приложение

БиблиографияАгапова Л.В. Применение связных текстов в работе по фразеологии на уроках русского языка// Русский язык в школе. 1971. № 3. С. 45 – 46.
Алефиренко Н.Ф., Валюх З.О. Теоретические основы фразеографической репрезентации формально-содержательной вариантности фразеологизмов // Проблемы русской и общей фразеографии. Новгород, 1990. С.23-32.
Архангельский В.Л. Устойчивые фразы в современном русском языке. Опыт теории устойчивых фраз и проблемы общей фразеологии. – Ростов-на-Дону, 1964. – 315 с.
Баурина Е.В. Методические аспекты обучения фразеологии в русской школе // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. 2011. № 4. С. 51.
Богдашкина С.В. Отражение национального менталитета во фразеологической системе мокшанского языка / С.В. Богдашкина, В.А. Маскаева // Филология и филологическое образование в поликультурном пространстве России XXI века: сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции «56-е Евсевьевские чтения» (г. Саранск, 19–20 марта 2020 года) / редколлегия: М.В. Антонова, О.И. Бирюкова (отв. ред.), Н.В. Карабанова, Л.В. Кирдянова, Е.А. Сердобинцева; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск: РИЦ МГПУ, 2020. – С. 17-21.
Бурцева Н.М. Межпредметные связи как средство формирования ценностных отношений: дис. канд. пед. наук. СПб., 2001. -231 с.
Верещагин Е.М., Костомаров В.Г.Язык и культура : Лингвострановедение в преподавании рус. яз. как иностр.: учеб. пособие для студентов филол. специальностей и преподавателей рус. яз. и литературы иностранцам / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров ; МГУ. Науч.-метод. центр рус. яз. при Моск. гос. ун-те им. М. В. Ломоносова. Группа страноведения. - Москва, 1973. 232 с.
Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Лингвострановедческая теория слова. — М.: Русский язык, 1980 — 320 с.
 

 В их основе – процесс развития личности школьника как цели и смысла образования [Вяземский, 2012, с.20-21].
Нормативным правовым документом, устанавливающем систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, является ФГОС, согласно которому впервые целью обучения становится не только предметные, но и метапредметные результаты, способствующие решению проблемы разобщенности, оторванности друг от друга разных учебных дисциплин и предметов. В работе над такими результатами ФГОС обозначает ценность системно-деятельностного подхода к обучению, основанного на обеспечении соответствия ведущей учебной деятельности обучающихся их индивидуальным особенностям и возрасту.