Особенности обучения физики в классах гуманитарного профиля
Введение
Физика как наука и учебная дисциплина внесла огромный вклад в систему знаний о мире. Она показывает роль науки в социальном, культурном и экономическом развитии и формирует современное научное мировоззрение.
Для достижения этих целей, а также развития интеллектуально-познавательных интересов учащихся в процессе обучения физики необходимо не только уделять внимание передаче готовых знаний, но и ознакомить учащихся с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, которые требовали бы от учащихся самостоятельности по их решению. В этом заключается гуманитарное значение физики как неотъемлемой части образования, что является важнейшим фактором в воспитании и развитии всесторонне развитой личности. Если грамотно определить и использовать «гуманитарный потенциал» физики в школе, то можно выработать принципиально другой стиль мышления. Одновременно намного эффективнее можно решать задачи эстетического воспитания студентов.
Содержание
Введение…………………………………………………………………. 3
Глава I. Методологический и психолого-дидактический анализ обучения физике в классах гуманитарного профиля…………………………...6
1.1. Особенности обучения физике в классах гуманитарного профиля……………………………………………………………………6
1.2. Условия достижения планируемых результатов обучения физике в классах гуманитарного профиля………………………………………...10
1.3. Анализ педагогических технологий с точки зрения эффективности при обучении физике учащихся гуманитарного профиля………………….14
Глава II. Основные аспекты методики организации и проведения занятий по физике в классах гуманитарного профиля…………….17
2.1. Педагогические технологии обучения физике учащихся гуманитарного профиля……………………………………………………………………17
2.2. Методика организации и проведения занятий по физике в классах гуманитарного профиля…………………………………………………..21
2.3. Анализ результатов педагогического эксперимента……………….28
Заключение……………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………43
1. Бочкарева О.Н., Беспаль И.И. Возможности педагогического вуза в организации внеурочной деятельности по физике // Актуальные проблемы развития среднего высшего образования: ХI Межвузовский сборник научных трудов. – Челябинск: Край Ра, 2015. – С. 87-91.
2. Бурлаков Л.Г. Гуманитаризация процесса обучения физике как средство развития познавательной активности учащихся: Дисс. канд. пед. наук. – Рига, 1988. – 182 с.
3. Дьякова Е.А. Методика преподавания физики в классах гуманитарного профиля: Дисс. канд. пед. наук. – М., 2002. – 180 с.
4. Елысин В.И. Оригинальные уроки физики и приемы обучения // Физика в школе. – М.: Школа-Пресс, 2000. – №17. –75 с.
5. Засобина Г.А., Корягина И.И., Куклина Л.В. Педагогика: учеб. пособие. – М.: ВОАДОС, 2015. 234 с.
6. Капралов А.И., Шефер О.Р. Реализация принципа историзма в учебно-методических комплектах по физике основной школы //
Инновации в образовании. – 2017. – № 4. – С.46-57.
7. Кудрявцева К.Д. Анализ условий достижения планируемых результатов обучения физике в классах гуманитарного профиля // Наука, образование, общество. – 2016. – №4.
8. Лебедева Т.Н., Шефер О.Р. Электронные учебники в школе: дань моде или необходимость // Актуальные проблемы развития среднего высшего образования: ХII Межвузовский сборник научных трудов. – Челябинск: Край Ра, 2016. – С. 15-21.
9. Мансуров А.Н. Мансуров Н.А. Физика 10-11 для школ с гуманитарным профилем обучения. Книга для учителя. – М.:
Просвещение, 2000. – 160 с.
10. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.
11. Тайницкий В.А., Капралов А.И. Методологические аспекты использования моделирования и конструирования в обучении физике // Учебная физика. – 2012. – №1. – С. 32-36.
12. Усова А.В. Развитие познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения физике. –
Челябинск: Факел, 1996. – 126 с.
13. Усова A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Ун-та РАО, 2007. Труды д. чл. и чл.-кор. Российской академии образования (РАО). – 309 с.
14. Усова А.В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе: Избранное. – Челябинск: ЧГПУ, 2000. – 224 с.
15. Усова А.В., Шефер О.Р. О воспитании гражданственности и нравственности в процессе обучения физике // Физика в школе. – 2003. – № 3. – С. 24-27.
Использование конкретных примеров и приложений физики в повседневной жизни. Это поможет студентам увидеть связь между физикой и реальным миром, что может сделать материал более интересным и понятным.
Использование визуальных средств, таких как демонстрационные эксперименты, видео и презентации. Это поможет студентам лучше представить себе абстрактные концепции и законы физики.
Практические занятия, такие как лабораторные работы и проекты. Эти занятия помогут студентам применить свои знания физики на практике и развить навыки анализа и решения проблем.
Индивидуальный подход к каждому студенту, учитывая его уровень знаний и интересы. Это поможет студентам лучше понять материал и усвоить его.
Рассмотрим один из видов педагогических технологий- игра.