Программа овладения старшими дошкольниками связными высказываниями типа рассуждениями
Введение
К числу главнейших задач работы с дошкольниками относится формирование вслед за тем связной монологической речи. Это надо для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Удачливость обучения детей в школе практически во абсолютно всем может зависеть от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и проигрывание текстовых учебных материалов, умения давать развёрнутые ответы на вопросы, без помощи других разъяснять свои суждения эти все и остальные учебные деяния требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи. Дошкольное детство необыкновенный период в развитии мышления. Его специфика содержится в этом оно носит приятный, определенный, образный характер. Нередко ребёнок принимает видимое за Сущность явления. Познание мира, включённое в активную деятельность, водит к скоплению огромного количества представлений о предметах, их свойствах и качествах. Сначало мыслительные операции сравнения, обобщения, систематизации проте
Содержание
Введение
Глава 1. Содержание и методика обучения детей монологу – рассуждению
1.1 Основные формы связной речи. Типы монологов
1.2 Особенности высказываний типа рассуждений
1.3 Создание проблемных ситуаций, как стимул формирования связных высказываний – рассуждений
1.4 Составления высказываний – рассуждений на предложенную тему
1.5 Методика обучения детей отгадыванию загадок
1.5.1 Приемы отгадывания загадок
Выводы по Главе 1
Глава 2. Экспериментальное исследование
2.1 Констатирующий этап эксперимента
2.2 Формирующий этап эксперимента
2.3 Контрольный этап эксперимента
Выводы по Главе2
Заключение
Библиография
Приложения
Библиография
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 1966.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М. 1998, с. 245 – 341.
3. Власенков А.И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. – М., 2004 с. 167 – 168.
4. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М., 1982, с.27 – 41.
5. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста /Сост. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. – М., 1989, с. 127.
6. Жинкин Н.И. Интеллект, язык и речь //Нарушение речи у дошкольников. – М., 1972.
7. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М., 1985.
8. Короткова Э.П. обучение рассказыванию в детском саду. – М., 1982.
9. Козырева Л.М. развитие речи. Дети до 5 лет. – Ярославль, 2007, с. 160.
10. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1972, с. 79 – 90.
11. Ладыженская Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу //Характеристика связной речи детей 6 – 7 лет /Под редакцией Т. А. Ладыженской. – М., 1974.
12. Лурия А.Д. Речь и мышление. – М., 1976.
13. Нечаева О.А. Функционально – смысловые типы речи. – Улан – Удэ, 1974.
14. Поддьяков Н.Н., Кузина Н. Исследование развития объяснительной речи у дошкольников //Умственное воспитание дошкольника /Под редакцией Н.Н. Поддьякова. – М., 1972.
15. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под редакцией Ф.А. Сохина. – М., 1984, с. 114 - 144.
16. Смольникова Н.Г. Структурные особенности связной речи старших дошкольников //Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. – М., 1983.
17. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи и обучение родному языку дощкольников. – М., 1998, с. 245 – 341.
18. Яшина В.И. Особенности связных высказываний типа рассуждений детей 6 лет //Совершенствование обучения и воспитания дошкольников в детском саду и семье. – Шуя, 1993.
19. Кузина Н.И. Формирование объяснительной речи старших дошкольников //Дошкольное воспитание. – 1973 - №5.
20. Миронова Н. Учимся у книг //Дошкольное воспитание. – 2008 №3 – с. 41 – 46.
21. Дошкольное воспитание. – 1990. - №12.
Значительно труднее дети воспринимают природные изменения в «смежные» переходные времена года (весна – лето; осень – зима; зима – весна) в силу их сходства и повторности. Они не сразу понимают необратимость развития сезонной жизни природы, поэтому выпадение снега весной вызывает у них тревогу: «Зима снова наступает». Для того чтобы облегчить детям усвоение наблюдаемых ими раньше (во время экскурсий и прогулок) особенностей изменений природы в эти сезоны; различение их, воспитатель может провести ту же дидактическую игру. Поскольку в процессе ознакомления детей с сезонными изменениями в природе воспитатель показывает им и сезонный труд людей, в рекомендованных выше дидактических играх могут быть использованы и соответствующие картинки. Классифицируя их по принадлежности к тому или иному сезонному труду, дети обстоятельно объясняют, употребляя правильную терминологию, почему они именно так расположили картинки. «На этой картинке трактор пашет землю. Это – работа весенняя. Эту картинку можно назвать «Весенняя пахота», - рассказывает Света. «А ещё бывает пахота осенняя», - добавляет Серёжа. «Здесь ребята вешают на берёзу скворечник. Эту картинку можно положить к весенним, потому что весной скворцы прилетают. А ребята им домики – скворечники строят», - рассказывает Наташа. В игре для детей подготовительной к школе группы можно включить картинки, характеризующие разные периоды одного сезона, и в соответствии с этим изменить задание: «Расскажите, когда это бывает: в начале, середине или конце сезона; что бывает потом?» Активизируя умственную деятельность всех детей при выполнении задания одним из них, целесообразно одновременно предлагать анализировать действия и ответы этого ребёнка, не оставлять без внимания их замечания, поддерживать споры, направлять детей на нахождение правильного решения. Всё это способствует развитию доказательности детской речи, что и требуется для точного выполнения задания.