Канистерапия как средство профилактики тревожности у младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной нестабильностью. Особенно, в период педагогического процесса, отдельные состояния школьников, характеризуются комплексом переживаний, лабильностью и дезадаптацией. В поведении таких детей наблюдается напряженность, скованность, неловкость, пассивность и неуверенность в себе.
Сама же тревожность – распространённый психологический феномен нашего времени и, в целом, он является субъективным проявлением неблагополучия личности. Тревожность также рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………….. 8
1.1. Характеристика тревожности младших школьников…………… 8
1.2. Особенности профилактики тревожности у младших школьников………………………………………………………… 12
1.3. Возможности канистерапии в профилактике тревожности у младших школьников……………………………………………. 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………….. 24
Глава 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………. 27
2.1. Описание методики и результатов диагностики по выявлению уровня тревожности у младших школьников…………………… 27
2.2. Проект деятельности педагога-психолога по профилактике тревожности у младших школьников…………………………… 31
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………… 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Методика Ч.Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности…………… 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Конспект занятия по профилактике тревожности у младших школьников «Давай знакомиться»……….. 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Конспект занятия по профилактике тревожности у младших школьников «Игры с мячом»……………… 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты и другие официальные издания
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М., 2011. — 42 с.
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г. № 1559 — 1 // СПС Консультант Плюс.
3. Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04. 1989 года № 16 «О введении должности психолога в учреждении народного образования».
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, N 303, 31.12.2012.
5. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07. 1998 № 124 — ФЗ.
Статьи
6. Артыков Т.А. Тревожность учащегося, как показатель реадаптации к учебной деятельности // Молодой ученый. 2009. №8. — 14— 152 с.
7. Артюхова Т.Ю., Басалаева Н.В. Тревожность современных
подростков // Альманах современной науки и образования. 2009 г. №4-1. — 1— 19 с.
8. Ахвердова Я.В. Индивидуально-типологические особенности и их влияние на саморегуляцию подростков // Сибирский педагогический
журнал. 2009. №11. — 306 — 312 с.
9. Гуров В.А. Тревожность и здоровье младших школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. №4. - 56-60 с.
10. Иванова Т.Г. Межполушарное взаимодействие и тревожность в подростковом и юношеском возрасте // Вестник Брянского государственного университета. 2010. №4. — 147 — 152 с.
Монография
11. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. СПб.: Речь, 2007. — 320 с.
12.Аракелов Г.Г., Лысенко Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал. М., 2007. №2. С. 65.
Каким критериям должны соответствовать собаки при канистерапии?
1. Темперамент и характер. Собаки, должны быть дружелюбными, ласковыми и безагрессивными. Они также должны проявлять уверенность и доверие в социальных ситуациях и легко включаться в различные виды деятельности.
2. Размер. Собаки среднего и крупного размера часто лучше подходят для физического контакта и могут оказывать более сильный эффект при работе с людьми.
3. Порода. Наиболее распространенными породами собак для собакотерапии являются золотистый ретривер, лабрадор-ретривер, пудель, йоркширский терьер, чихуахуа, колли.
4. Здоровье. Собаки должны быть здоровыми, привитыми и иметь проверенный ветеринарный статус.