Формирование проектных умений и навыков у учащихся с овз на уроках профессионально-трудового обучения
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе с изменением условий жизни меняются и подходы к получению новых знаний. Актуальность данного исследования обусловлена возросшей ролью школы. Создана новая образовательная среда, которая реализуется на основании Федеральных государственных стандартов общего образования (ФГОС).
Методпроектов является «интегральной технологией, которая включает в себя различные методы и формы обучения: мозговой штурм, дискуссию, методы проблемного обучения, деловые игры, коллективные формы и др.»[9,с.165], хотя в историиего называют так. В наши дни метод проектов можно назвать универсальным, поэтому он необходим. Работая по методу проектов, ученики охватывают большое количество предметов, объединяются по интересам. Темы заданий по проекту должны быть разными и актуальными.
Главное в проекте – совместная работа учителя и ученика. Во время работы над проектом задачи учителя становятся все более сложными. Педагог должен определить объект, цель, задачи, этапы работы, б
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ2
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ5
1.1. Определение метода проектов и особенности его применения5
1.2. Особенности организации метода проектов в средней школе61.3. Проблемы инклюзивного образования12ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В СИСТЕМЕ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ152.1. Анализ программы по направлению «Индустриальной технологии»
в шестом классе15
2.2.Организация проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения25
2.3.Разработка проекта «Подставка под горячее» для шестого класса32
2.4. Развитие УУД и формирование жизненной компетенции у школьников с ОВЗ в процессе реализации проекта25
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ШЕСТЫХ КЛАССАХ153.1. Анализ результатов экпериментального исследования123.2. Разработка рекомендаций для проведения уроков с примененеием метода проектов12ЗАКЛЮЧЕНИЕ37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Атаулова О.В. О структуре урока технологии. – М.: Эслан, 2003. – 119 с.
2. Бешенков А.К., Бычков А.В., Казакевич В.М., Маркуцкая С.Э.Методика обучения технологии. 8 класс. – М.: Дрофа, 2003. – 224с.
3. Бешенков А.К. Технология. Методика обучения технологии. 5 – 9 классы. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 220 с.
4. Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах. – М.: Просвещение, 2013. –175с.
5. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М.: АБВ-ИЗДАТ, 2018. – 100 с.
6. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование, 2000. – 240 с.
7. Голондарева Н.Б. Поурочные планы по учебнику «Технология. 8 класс». – Волгоград: Учитель - АСТ, 2003. – 112 с.
8. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. – М.: Педагогика,1969 –215 с.
9. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
10. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. –480 с.
11. Марченко А. В, Гуревич М. И. Сборник нормативно-методических материалов по технологии. – М.: Вентана-Графф, 2007. – 223 с.
12. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. –М.: Академия, 2011. –139с.
14. Матяш Н.В. Подготовка учителя технологии к обучению школьников проектной деятельности.– Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета имени академика Петровского И.Г., 2000. – 120 с.
15. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. Пособие для учителей. – Москва: Просвещение, 1980. – 183 с.
16. Никульшин С.М. Формирование профессиональной компетентности педагогов. – Томск, 2009. –234с.
17. Павлова О.В. Поурочные планы по учебнику под редакцией. В.Д. Симоненко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 281 с.
18. Павлова М.Б. Метод проектов в технологическом образовании школьников. – М.: Вентана-Граф, 2003. –294 с.
19. Подругина. И.А. Проектная деятельность старшеклассников на уроках литературы. – М.: Просвещение, 2013. – 126с.
20. Полат. Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2009. –268 с.
21. Плетенева О. В. Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников. Методическое пособие: 5—9 классы. – М.: Дрофа, 2019. – 219 с.
22. Романовская М.Б. Метод проектов в начальной школе. – М.: Педагогический поиск, 2014. – 80 c.
23. Роготнева А.В., Тарасова Л.Н. Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС. – Москва: ВЛАДОС, 2015. – 119 стр.
24. Светенко Т.В. Учебный проект в школе. Книга для учителей. – Псков, 2000. – 28с.
25. Симоненко В.Д. Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» для 5 – 9 классов. – М.: 2004. – 54 с.
26.Соловьева Т.И. Развитие творческих способностей учителя и учащихся. – Челябинск: ЧИППКРО, 2015. – 304 с.
27. Солопова Н.А. Проектная методика в профильном обучении. – М.: Школьные технологии, 2005. – 380с.
28. Уткина, Т.В. Достижение метапредметных результатов через учебно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся: учебное пособие. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 191с.
29. Янушевский В. Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5 – 9 классы. – М.: ВЛАДОС, 2018. –126 с.
Имеют место представления, что тематику проектов в виде «Банка проектов» должен предложить учащимся учитель. Такой подход можно считать традиционным. Однако «важнейшим в методике использования метода проектов является постепенное подведение учащихся к «открытым» проектам, когда тему проекта учителю предлагает учащийся, исходя из возникающих жизненных ситуаций»[26,с.220]. Практика показывает, что в 6 классе уже предлагают «открытые» проекты. Рассмотрим некоторые из них.
В одной семье, имеющей собаку, возникла ситуация: потребовалась срочная помощь ветеринара. Для спасения собаки ветеринар должен был свой рукой быстро вынуть из пасти животного посторонний предмет. Он это сделал, спас любимца семьи, но собака успела укусить руку. После этого случая учащийся предложил спроектировать и изготовить приспособление для того, чтобы в подобных ситуациях животное не смогло укусить ветеринара. Учитель поддержал эту идею, в результате было спроектировано и изготовлено уникальное, но достаточно простое приспособление.
Другой пример. Мама с дочкой ехали в собственном автомобиле. Одно из колес прокололось. Мама и дочка попробовали сами заменить колесо, но им не хватило сил, чтобы отвернуть болты крепления. Придя в школу, девочка предложила на уроке технологии спроектировать и изготовить приспособление для облегчения отворачивания болтов. Так было сделано несложное по конструкции изделие, имеющее две шестерни разного диаметра. При этом был проведен ряд исследований и изготовлены макеты различных устройств.
Однако следует подчеркнуть, что чисто «закрытых» и «открытых» проектов не бывает. Практически во время выполнения работ учащийся постоянно обращается к учителю за советом и помощью, и, как правило, даже в «открытых » проектах часть работ принимает «закрытый» характер, и наоборот. Поэтому в классе степень «открытости» проектирования определяет учитель в зависимости от подготовленности учащихся и имеющихся внутренних ресурсов.
«Рабочая тетрадь (тетрадь творческих работ) является «портфелем» проекта, где фиксируются все основные данные при проектировании и изготовлении изделия» [13,с.205]. При оценке выполненных образовательных не принято говорить о допущенных ошибках, в большей степени превалируют оценки «лучше» или «хуже».С учетом накопленного опыта учителями технологии можно сделать вывод, что планирование занятий (уроков) лучше выполнять в форме таблиц.