Влияние сюжетно-ролевых игр на коммуникативно-речевое развитие дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
Коммуникативно-речевое развитие дошкольников-основной показатель, по которому судят об уровне развития детей. По тому, как развиты коммуникативные умения и навыки, речь дошкольника, его высказывания на различные темы, можно предположить, насколько успешным окажется его дальнейшее обучение, как сложится его общение со сверстниками или взрослыми.
По требованиям ФГОС ДО ребенок дошкольного возраста должен овладеть активной речью. Но педагоги –практики констатируют, что дети не всегда к пяти годам имеют хорошо развитую речь.
Для того чтобы коммуникативно-речевое развитие старших дошкольников было более эффективным, педагоги используют различные педагогические условия. Одним из таких педагогических условий является сюжетно-ролевая игра. Л.С.Выготский отмечал, что «сюжетно-ролевые игры для дошкольников являются основным источником их всестороннего развития, в том числе и коммуникативно речевого развития [Выготский, с.198]. Психолог и педагог Д.Б Эльконин в своей работе «Психол
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СЮЖЕТНО_РОЛЕВЫХ ИГР НА КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ4
Сюжетно-ролевые игры: понятие, виды, назначение14
1.3Основные аспекты влияния сюжетно-ролевых игр на коммуникативно-речевое развитие дошкольников18
Выводы по первой главе22
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР НА КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ23
2.1 Исследование коммуникативно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста23
2.2 Разработка и апробирование серии взаимосвязанных сюжетно-ролевых игр, направленных на коммуникативно-речевое развитие дошкольников37
2.3 Результаты влияния сюжетно-ролевых игр на коммуникативно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста47
Выводы по второй главе58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ62
ПРИЛОЖЕНИЕ67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Авдеева, Ю.В. Коммуникативное развитие детей 5–7 лет / Ю.В. Авдеева, — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 64 с.
Авдулова, Т.П. Психология игры: современный подход. / Т.П.Авдулова –М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 208 с.
Авенкин, А.А. Педагогика и психология игры / А.А. Авенкин - Новосибирск: Изд. НГПИ, 2015. – 264 с.
Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-синтез, 2012. – 270 с.
Амет-Уста, З.Р. Педагогические возможности сюжетно-ролевых игр как средства развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста / З.Р.Амет-Уста, Н.Н. Сапон //Вестник науки и образования - 2019. – № 10(64). – С. 74-77.
Бабаева, Т.И. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» / Т.И. Бабаева и др. – СПб. : Детство-Пресс, 2016. – 376 с.
Баранов, П.В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности / П.В. Баранов, Б.В. Сазонов. – М.: МНИИПУ, 1989. – 289 с.
Бутвина, О.Ю. Формирование коммуникативных умений старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре / О.Ю. Бутвина, Л.К.Муратова //Вестник науки и образования. – 2019. - № 22(76). – С. 53-55.
Белякова, Л.И. Речь дошкольника. / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова – М.: АСТ, 2014. – 175 с.
Бойко, Н. А. Психологические условия руководства сюжетно-ролевой игрой старших дошкольников / Н. А. Бойко - М., Изд. центр «Академия», 2014. – 241 с.
Бычкова, С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников / С.С. Бычкова. - М.: Аркти, 2015. - 96 с.
Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова, — М.: Айрис-пресс, 2009. — 128 с.
Выготский, Л.С. Психология развития. Избранные работы / Л.С. Выготский. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 281 с.
Гризик, Т.И. Развитие речи детей / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – М.: Академия, 2015. – 208 с.
Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми
игровая деятельность, общение, деятельность во время прогулки); всегда соблюдают правильную интонацию в процессе произнесения слова, словосочетания, предложения, нескольких предложений; изменяют существительные по числам (один-много) без ошибок; изменяют существительные по падежам без ошибок; изменяют глаголы настоящего времени по числам без ошибок; правильно согласуют имена существительные с прилагательными; в речи всегда употребляют предлоги; могут проводить словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов без ошибок; проводят словообразование прилагательных без ошибок; проводят словообразование глаголов без ошибок; правильно строят синтаксическую конструкцию – словосочетание; правильно строят синтаксическую конструкцию – предложение; правильно строят монологическую речь; правильно строят диалогическую речь.
Средний уровень наблюдается у 4 дошкольников, что составило 20% исследуемых. Дети не всегда правильно выбирают слова в процессе различных в