Игра как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Введение
В настоящее время все больше внимания уделяется развитию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Игра является одним из наиболее эффективных способов достижения этой цели. Она включает в себя не только развитие речи и лексического запаса, но и способствует развитию социальной и эмоциональной сферы ребенка. Таким образом, изучение роли игры в развитии коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста является актуальной и важной темой для исследования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает, что при реализации образовательной программы дошкольного образования необходимо включить в содержание программы коммуникативное развитие ребенка-дошкольника. Коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, эмп
СОДЕРЖАНИЕ
Введение2
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством игры7
1.1. Понятие коммуникативных способностей7
1.2. Особенности коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста15
1.3. Игра как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников23
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста35
2.1. Организация, методы и методики диагностики коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста35
2.2 Содержание работы по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе эмпирического исследования посредством игры52
2.3 Анализ результатов диагностики коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эмпирического исследования63
Список используемых источников83
Список используемых источников
Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр: Автореф. дис. канд. пед. наук:13.00.01 / Е.М. Алифанова. Волгоград. гос. пед. ун-т. – Волгоград, 2001. – 29с.
Аникеев, Н.П. Воспитание игрой/ Н.П.Аникеев. М.: Просвещение, 1987 150 с.
Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности /О.Артамонова// Дошкольное воспитание. 1995. №4.
Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие / А.Г. Арушанова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 80с
Богуславская, З.М., Смирнова, Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста/ З.М.Богуславская, Е.О.Смирнова// М.: Просвещение, 1991.
Бондаренко, А.К., Матусик,А.И. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада/ Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. М.: Просвещение, 2011. 192с.
Бучковская, И.В. Воспитательные возможности театрализованной игры в формировании коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста/ И.В. Бучковская// Пермский педагогический журнал, 2013. – Электронный ресурс. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnye-vozmozhnosti-teatralizovannoy-igry-v-formirovanii-kommunikativnyh-sposobnostey-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta/viewer Дата обращения: 01.04.2023
Волков Б. С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте: практическое пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – СПб. : Питер, 2008. – 272 с
Выготский Л. С. Мыслеобразование в период детства. - М., 1934.
Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка/ Л.С.Выготский // Вопросы психологии. 1966. №6. С.75
Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова// М.: Педагогика,1991.
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. – М.: Интор, 1996. – 160с.
Голубева Е. А., Саввина Е. В. Игра как средство развития коммуникативных способ
Поддержание и совершенствование навыков связной речи, например, игры, которые способствуют выражению своих мыслей, идей и чувств в групповой среде, такие как «Расскажи мне историю».
Формирование навыков решения проблем, например, игры, которые требуют сотрудничества и обмена идеями между участниками, такие как «Решаем головоломки».
Развитие эмоционального интеллекта, например, игры, которые помогают детям понимать свои эмоции и чувства и выражать их сочувствие другим, такие как «Вражеский лагерь».
В дошкольной педагогике все игры делятся на 2 группы:
1. Творческие игры придумывают сами дети: сюжетно–ролевая игра, режиссерские игры, театрализованные игры, строительно-конструктивные.
2. Игры с правилами разработаны взрослыми: дидактические игры, подвижные игры, народные игры.
Также в психолого-педагогической литературе можно встретить иную классификацию игр:
- сюжетно-ролевые;
- игры с правилами;
- режиссерские игры;