Народная сказка как средство поликультурного воспитания в начальной школе
Введение
В современном обществе, где различия в культуре и национальности являются обычным явлением, важно формировать у детей уважение к другим культурам и национальностям. Одним из эффективных средств поликультурного воспитания является использование народных сказок в начальной школе. Народная сказка - это уникальный жанр, который показывает нам многообразие культур и традиций, которые существуют в мире. В данной дипломной работе будет рассмотрен способ использования народных сказок в начальной школе для достижения цели формирования у детей уважения к другим культурам и национальностям. В работе будут рассмотрены особенности народных сказок, их роль в поликультурном воспитании, а также разработка уроков на основе народных сказок для учащихся начальной школы.
В нашей современной многокультурной общественности, проблемы межкультурного взаимодействия являются одной из наиболее актуальных. В начальной школе важно не только дать школьникам необходимые знания, но и учить их уважению
Содержание
Введение........................................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования.........................................................6
1.1. Общая характеристика понятий: поликультурное образование, поликультурное воспитание, этнопедагогика и этнокультурная компетентность..............................................6
1.2. Технологии поликультурного воспитания с использованием средств этнопедагогики в современной начальной школе ...................................................................................................9
1.3. Этнопедагогические возможности народной сказки.......................................................13
Глава 2. Изучение места народной сказки в поликультурном воспитании младших школьников..................................................................................................................................18
2.1. Программно-методическое обеспечение процесса поликультурного воспитания в начальной школе..........................................................................................................................18
2.2. Диагностика уровня этнокультурной компетентности младших школьников..................................................................................................................................21
2.3. Анализ результатов практической части исследования и разработка методических рекомендаций...............................................................................................................................40
Заключение...................................................................................................................................43
Список литературы......................................................................................................................46
Приложение .............................
Список литературы
Адаскина О.Н. Русский фольклор. – М.: АС Т, 2021. – 256 с.
Акимова Ю.Н. Корни национальной памяти. // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2019. – № 2. – С. 21–23.
Андросова М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению.// Дошкольное воспитание. – 2019. – № 3. – С. 113–115.
Анохин Д.Г. Подготовка будущих педагогов к поликультурному образованию школьников средствами фольклора // Слово и образ в фольклоре и литературе: Юдинские чтения - 2014: материалы междунар. науч.-практ. конф. Курск, Курский гос. ун-т, 10-11 декабря 2014 года / редкол.: С.Б. Каменецкая (отв. ред.), М.А. Лукина, Л.В. Алехина, С.В. Супряга (отв. секр.). - Курск: Курск, гос. ун-т, 2015.-С. 155-160.
Бадмаева С.В. Формирование толерантной личности в поликультурном образовательном пространстве // Начальная школа. - 2006. - № 6. С. 109-110.
Библер В.С. Русская народная сказка: Типологические исследования. М.: Наука, 2021.
Бондаревская Е.В. Народные сказки в дошкольном и начальном образовании. М.: Мозаика-Синтез, 2017.
Бунеева Р.Н., Е.В.Бунеевой / Литературное чтение 3 класс поурочные планы по учебнику : - Москва , Учитель, 2012.
Винокурова, У. А. Воспитание и образование детей народов Севера. - Якутск, 1997. - 102 с.
Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. — М., 2000. — 169 с.
Головина О.Ю., Сорокина Н.А. "Использование народных сказок в поликультурном воспитании детей младшего школьного возраста". Современный научный вестник. 2018; (5): 78-82.
Гузикова М. О., Фофанова П. Ю. Основы теории межкультурной коммуникации : [учеб пособие.] / М.О. Гузикова, П.Ю. Фофанова; М-во образования и науки Рос.Федерации, Урал.федер.ун-т.- Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2020.
Гукаленко О.В. Поликультурное воспитание детей в начальной школе. М.: Просвещение, 2013.
Гусаченко Г.В. "Роль сказки в воспитании личности ребенка в начальной школе". Педагогический альманах. 2021; (4): 43-47.
Джуринскии А.И. Педагогика в м
С помощью анкеты определяли знания учащихся о культуре и традициях своего и других народов. Анкеты младших школьников обрабатывались с помощью специальной формы, в соответствии с которой учащимся начислялись баллы за каждый ответ. Всего за время опроса обучающийся смог набрать 20 баллов.
В ходе диагностики методом анкетирования мы выделили три уровня сформированности поликультурных знаний младших школьников: высокий, средний и низкий.
К высокому уровню относятся полные и полностью правдивые ответы младших школьников, свидетельствующие о хорошем знании как собственной культуры, так и культуры других народов. Для учащихся с высоким уровнем сформированности поликультурных знаний сумма баллов по результатам анкетирования составляет от 16 до 20.
К среднему уровню относятся недостаточно полные и неполные ответы учащихся, свидетельствующие об отрывочных