Особенности устной речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время значительно возрос интерес исследователей в области психологии, специальной педагогики к проблемам раннего изучения, диагностики и предупреждения нарушений развития у детей с умственной отсталостью. Этот интерес непосредственно связан с поздним началом речевой деятельности, с различными нарушениями устной и письменной речи, с не сформированностью речевых процессов. Систематическое разноплановое изучение речи умственно отсталых учеников началось в нашей стране со времени образования Научно- практического института детских домов и специальных школ, т.е. с 1929 года.
Первыми были работы Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, М.Ф. Гнездилова. В дальнейшем исследование речи было продолжено сотрудниками этого института: Г.М. Дульневым, М.П. Феофановым, В.В. Воронковой, В.И. Лубовским, В.Г. Петровой, Ж.И. Шиф, а также сотрудниками кафедр олигофренопедагогики дефектологических институтов факультетов педагогических институтов бывшего СССР А.К
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Развитие речи детей в онтогенезе 5
1.2 Особенности речи у младших школьников с нормальным уровнем развития 10
1.3 Особенности речи у умственно отсталых младших школьников 13
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 18
2.1 Цель, задачи, содержание экспериментального исследования 18
2.2 Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А. К. Аксёнова. – М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2019. – 316 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – М. : Издательский центр «Академия», 2020. – 400 с.
3. Ананиев, Б. Г. Развитие речи детей в процессе начального обучения и воспитания [Текст] / Б. Г. Ананиев. – М. : Просвещение, 2016. -56с.
4. Ахутина, Т. В. Порождение речи / Т. В. Ахутина. – М. : Академия, 2018. – 230 с.
5. Блюмина, М. Г. О некоторых принципах диагностики олигофрении у детей // Пятая конференция по дефектологии / М. Г. Блюмина. – М. : АПН РСФСР, 2017. – 47 с.
6. Бугрименко, Е. А. Чтение без принуждения / Е. А. Бугрименко. – М. : Творческая педагогика, 2018г. – 96 с.
7. Василевская, В. Я. Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми / В. Я. Васильевская. – М. : Изд. АПН РСФСР, 2017. -66с.
8. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе [Текст] / Под ред. В. В. Воронковой. – М. : Школа-пресс, 2014. – 417с.
9. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – М. : Академия, 2018. – 250 с.
10. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6-и т. / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 2019.-320.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детский речи / А. Н. Гвоздев. – М. : Педагогика, 2021. – 170 с.
12. Голубков, В. В. Методика преподавания литературы / В. В. Голубков. – М. : Просвещение, 2019. -25с.
14. Дети с отклонениями в развитии / Под ред. М. С. Певзнер. – М. : Изд-во «АПН РСФСР», 2018. – 278 с.
15. Доблаев, Л. П. Логико-психологический анализ текста / Л. П. Доблаев. – Саратов, 2016. – 327 с.
16. Дульнев, Г. М.
Это дает основания говорить о более позднем и дефектном по сравнению с нормальным уровнем развития, становлении у детей-олигофренов фонематического слуха, столь важного для обучения грамоте, о затруднениях, возникающих при необходимости точно координировать движения речевых органов.
Дети позднее и менее активно вступают в эмоциональный контакт с матерью. Исследователи отмечают, что в возрасте около года звуковые комплексы, произносимые детьми, бедны и характеризуются сниженной эмоциональной окрашенностью. У них слабо выражено стремление подражать речи взрослого. Они не реагируют на простейшие ситуативные команды, улавливают лишь интонацию, но не содержание обращенной к ним речи. Выготский в своих исследованиях[1, с. 21] говорил о том, что у дефективного ребёнка не наблюдается слияния 2 планов развития- естественного и культурного. Оба плана развития обычно более или менее расходятся.
Причиной служит орга