Педагогические условия развития навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста
Введение
Актуальность исследования. Тема развития навыков самообслуживания детей актуальна тем, что обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность и закладывается прочные основы физического здоровья, это связано с тем, что нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно.
В большей степени навыки самообслуживания формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка очень пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторя
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………… 3
1 Теоретические аспекты развития навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста ………………………… 8
1.1 Современные проблемы развития навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста в педагогической литературе…………………… 8
1.2 Особенности развития навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста …………………………….…….. 13
1.3 Педагогические условия организации работы по развитию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста …......... 17
Выводы по первой главе …………………………………………….. 26
2 Опытно-экспериментальное исследование развития навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста… 28
2.1 Выявление уровня сформированности развития навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста ……..... 28
2.2 Организация и содержание работы по развитию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста ............ 43
2.3 Сравнительный анализ результатов развития навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста............ 52
Выводы по второй главе ……………………………………………. 56
Заключение ………………………………………………………………….. 59
Список используемой литературы …………………....…………………..62
Приложения …………………………………………………………………. 67
Список используемой литературы
1. Агаева, Е. Играем каждый день. Школа дошкольника [Текст] / Е. Агаева, В. Брофман, А. Булычева, Н. Вераксы, Р. Говорова, О. Дьяченко // Семья и школа. – 2018. – № 8. – С. 56-58.
2. Азаров, Ю.П. Игра и труд. [Текст] / Ю.П. Азаров. – М.: Знание, 2019. – 189 с.
3. Атарова, А.Н. Развитие самостоятельности старших дошкольников на основе интеграции детских видов деятельности / А.Н. Атарова // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 1. – С. 96-102.
4. Баташева, В.А. Воспитание элементов самостоятельности / В.А. Баташева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2018. – №7. – С.88-100
5. Буре, Р.С. Воспитание дошкольников в труде [Текст] / Р.С. Буре – М.: Просвещение, 2019. – 312 с.
6. Веракса, Н. Е. Программа. От рождения до школы [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 336 с.
7. Веракса, Н. Е. Формирование навыков самообслуживания у детей средней группы (5-6 лет) [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 241 с.
8. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцена. – СПб: Детство-ПРЕСС, 2018. -192 с.
9. Волженина, Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов [Текст] / Т. Волженина // Виноград. – 2019. – №37. – С. 20-23.
10. Воробьева, Д. И. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений самостоятельно планировать совместную деятельность [Текст] : автореф. дис. канд. педаг. наук : 13.00.01 / Д. И. Воробьева ; Ленинград. гос. областн. ун-т. – Санкт-Петербург, 2018. – 211 с.
11. Воскресенская, В. Создаём развивающую среду сами [Текст] / В. Воскресенская // Дошкольное воспитание. – 2019. – №1.– С.77-79.
12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов / Л.С. Выготский. – М.: АСТ ПРЕСС, 2019. – 672 с.
13. Грязева, Л.Г. Самообслу
Как показали результаты исследования, у большинства детей 5-6 лет навыки личной гигиены сформированы частично на близком к достаточному уровню наблюдались у 40% (8 детей) экспериментальной группы и у 60% (12 детей) контрольной группы. Полностью на достаточном уровне сформированы навыки у 10% (2 детей) экспериментальной группы и у 10% (2 детей) контрольной группы, не сформированы, то есть недостаточный уровень – у 50% (10 детей) экспериментальной группы и у 30% (6 детей) контрольной группы.
Анализируя результаты изучения навыков личной гигиены, мы выяснили, что наиболее сформированы такие навыки, как умение пользоваться туалетной комнатой, знание правил гигиены. Другие умения получили оценки пониже – умение пользоваться расческой и носовым платком.
Качественный анализ результатов показал, что навыки личной гигиены являются более сформированными у детей 5-6 лет, чем навыки приема пищи и одевания-раздевания. Бол