Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
Введение
Актуальность
Русскоязычное культурное наследие – это сокровищница, в которой хранятся все богатства русского языка. Учитель должен работать над развитием общей культуры обучающихся, формируя орфографическую грамотность на уроках русского языка. Улучшение уровня речевой культуры обучающихся – Одно из основных задач, стоящих перед школьным образованием. Проблема развития орфографической грамотности школьников остаётся нерешённой в множество различных причин: трудности самой орфограммы, разрозненности изучаемых правил, невнимания учащихся слову, к родной речи, ограниченного словарного запаса, падения заинтересованности к чтению и т.д. Школьники, понимающие формулировки правил орфографии, нередко не умет основываться на них в течении письма, не всегда обнаруживают в тексте места, чреватые ошибками. Беда в том, что причиной безграмотности порой становится и сама школа, курс русского языка, преподаваемый в ней как набор взаимоисключающих правил, которые, к сожалению, способны
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития Орфографической зоркости Орфография как раздел языкознания и ее основные принципы. 5
Орфограмма: понятия, типы 12
Понятие «орфографическая зоркость» 16
Глава 2. Методика формирования и развития орфографической зоркости.
2.1. Методические приемы формирования и развития орфографической зоркости 21
2.2. Предупреждение и устранение орфографических ошибок 24
Заключение 30
Список используемой литературы 32
Приложение 34
Список используемой литературы
Алексеева, Н. В., Веселовацкая А. В. Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе // Современная наука. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-orfograficheskoy-zorkosti-na-urokah-russkogo-yazyka-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 03.12.2022).
Антонова, С.Е. Методика преподавания русского языка ( начальные классы): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ Е.С. Антонова, С.В. Боброва – 3-е изд., - М.: Академия, С.-2013-464
Бажанова, Н.Л., Климцова В.А. Проверка уровня сформированности орфографической зоркости учащихся вторых классов:/ Н.Л. Бежанова, В.А.Климцова, - 2018.- С.179
Бельдина, Е.В. Развитие орфографической зоркости: Работа со слабоуспевающими учениками// Начальная школа. – 2004.-№3.- С.-35-38
Борисова, Л. В., Булгакова М. Б. Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-orfograficheskoy-zorkosti-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 03.12.2022).
Булгакова, А.А., Саттарова Л.С. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах // Вестник науки. 2019. №5 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-obucheniyu-orfografii-v-nachalnyh-klassah (дата обращения: 03.12.2022).
Булохов, В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся / В.Я. Булохов, Начальная школа, -2002- №1 -С.90
Голохвастова, Е.Ю., Гнатюк Н. В., Холмухамедова А. В. Формирование орфографической зоркости у учащихся первого класса // БГЖ. 2016. №3 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-orfograficheskoy-zorkosti-u-uchaschihsya-pervogo-klassa (дата обращения: 03.12.2022).
Давлиталиева, Г. Ф. Формирование орфографической зоркости у младших школьников // Достижения науки и образования. 2017. №5 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-orfograficheskoy-zorkosti-u-mlad
г) сочетания стн, сн, здн, зн (непроизносимые согласные);
д) сочетания нч, нщ, чк, чн;
е) согласные буквы б, г, в, д, з, ж на конце слова, которые могут обозначать глухие согласные звуки [п],[к],[ф],[т],[с],[ш];
ж) буквы я, е, ю, ё, обозначающие два звука.
В памяти детей накапливается набор тех звуков и звукосочетаний (букв и буквосочетаний), которые могут представлять собой орфограммы и привести к ошибке. Такие «опасные» сочетания запоминаются учащимися уже в период обучения грамоте [Львов 2000].
Третий опознавательный признак орфограмм — это морфемы в словах, сочетания морфем. Обнаруживая в слове морфему, учащийся целенаправленно ищет орфограмму, ибо уже знает, какие орфограммы могут встретиться в приставке, какие - в корне, какие — в окончании или на стыке морфем. Так, школьник знает из практики, что в приставке под- вообще ничего проверять не нужно, достаточно только убедиться, что это приставка (например, в словах подставка,