Использование дидактических игр при работе с системными явлениями лексики на уроках русского языка во 2 классе
Введение
Актуальность темы. В нынешнее время у многих учеников, обучающихся в образовательные учреждения, обнаруживается психологическая неготовность. Эта неготовность заключается в том, что у них отсутствует мотивация, интерес к изучению родного языка и обучению в целом. Без мотивации невозможно достичь успешного обучения, в ходе которого дети получают новые знания, выполняют различные задания, развивают когнитивные способности. Таким образом, учителю очень важно выстроить урок так, чтобы дети были целеустремленными и заинтересованы в образовательном процессе.
С целью создания увлекательного процесса работы на уроках русского языка и самостоятельного стремления учащихся к приобретению новых умений, учителям необходимо использовать разнообразные педагогические технологии, формы и приемы для создания психологического комфорта в ходе образовательного процесса, а также занятный материал и игровые ситуации.
Заинтересованность учеников к процессу обучения может развиваться динамично,
Оглавление
Введение3
Глава 1. Лингвистические основы работы над системными явлениями лексики в начальной школе5
1.1 Системные явления лексики5
1.2. Понятия «синонимия», «антонимия»12
1.3.Анализ учебников с точки зрения изучения в них антонимии и синонимии19
Глава 2. Теоретические основы организации дидактических игр 26
2.1. Понятие дидактической игры26
2.2. Классификация дидактических игр31
2.3. Применение дидактических игр при работе с системными явлениями лексики35
Глава 3. Экспериментальное исследование обучения синонимам и антонимам41
3.1. Констатирующий этап42
3.2. Формирующий этап49
3.3. Контрольный эксперимент56
Заключение60
Список литературы61
Список литературы
Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. - М.: Русский язык, 2011. - 568 с.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. -- 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
Амонашвили Ш. А. Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света. — Москва, 2009.Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Пособие для логопеда. Под ред. Р.И. Лалаевой — М.: ВЛАДОС, 2009. — 182 с.: ил.— (Коррекционная педагогика).
Белошапкова В.А. Современный русский язык. - М.: Высшая школа, 1989 - 800 с.
Белянкова Н. М., Калишкина С. А. Работа над синонимикой существительных как фактор межпредметной интеграции в начальной школе / Н. М. Белянкова // Начальная школа. - 2002. - №9. - С. 22-25.
Бондаренко А. А. Словари на уроке / А.А. Бондаренко // Начальная школа. - 2000. - №1. - С. 27-33. 59 9. Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. - М.: Наука, 1977. - 312 с.
Блохина Г. В. Работа с синонимами в начальных классах / Г.В. Блохина // Начальная школа. - 1997. - №12. - С. 36-41.
Бобровская Г. Б. Обогащение словаря младших школьников / Г.Б.Бобровская // Начальная школа. - 2002. - №6. - С. 34-36
Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. -М.: Логос, 2002. – 528 сВоспитание и обучение — научный подход : [Фани Наумовна Блехер] / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 11. — С. 12—13.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.Галанжина, Е.С. Дидактические и развивающие игры в начальной школе. - М.: Планета, 2019. - 535 c.
Голуб И.Б. Дидактические материалы по русскому языку. Для 1-4 классов: Путешествие в страну слов. – М.: Гуманит. Изд. центр «Владос», 1997. – 400 с.: ил.
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ
Поэтому в случае, когда игровые задания могут быть включены в обучение, мы добьемся наибольшей эффективности. Общее правило для игр: чем проще правила игры, или чем проще дидактические средства (планы игры и т.п.), тем больше вероятность успеха игры - будь то популярность у детей или эффективность дидактического действия.
Для детей гораздо полезнее играть в игры с неспецифическим воздействием, которые могут активизировать физическую и умственную деятельность и имеют наибольший социализирующий и творческий эффект [28, 54]
Понятие «игра» может быть осмыслено по-разному. Рассмотрим это слово в том значении, в котором оно применяется как обучающее средство на уроке, то есть будем говорить о дидактической игре. Проанализируем, как рассматривали дидактическую игру ведущие педагоги.
А.С. Макаренко рассматривал дидактическую игру как способ организации коллектива, развития знаний и формирования комплекса знан