Формирование базовых навыков домриста в начальном периоде обучения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Домровое исполнительство в наши дни занимает видное место в российской культуре. Это уникальное явление музыкального искусства привлекает внимание отечественной и зарубежной публики ярким национальным колоритом, особым тембром и мелодизмом, приобщением к истокам русского народного творчества. Домра звучит как сольный концертный инструмент, в составе ансамблей и оркестров, на многочисленных концертах и фестивалях, в академических коллективах и рок-группах. Популярность домры не угасает и среди современных академических композиторов, о чем свидетельствует активное пополнение репертуара новыми произведениями в самых разнообразных стилях и жанрах.
Начальный период обучения игре на всех музыкальных инструментах, включая домру, являются фундаментом эстетического воспитания, интеллектуального, художественного и духовного развития детей. На педагога возложена большая ответственность: необходимо помочь раскрыть потенциал ученика, обучить его необходимым знаниям, умени
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ДОМРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА И ПЕДАГОГИКИ
1.1. Пути развития домрового искусства в России
1.2. Современные тенденции домрового исполнительства и педагогики
Глава II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БАЗОВЫХ НАВЫКОВ ДОМРИСТА В НАЧАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ОБУЧЕНИЯ
2.7. Развитие навыка чтения с листа
2.8. Подбор репертуара: обзор современной нотной литературы для домры и методические рекомендации
Заключение
Список литературы
Список литературы
Александров А.Я. Азбука домриста. / А.Я. Александров – Москва : Музгиз, 1963 г. – 57 с.
Александров А.Я. Школа игры на трехструнной домре. Издание шестое, стереотипное. / А.Я. Александров – Москва : Музыка, 1990 г. – 173 с.
Давыдов H.A. Методика переложений для баяна. / Н.А. Давыдов – Москва : Музыка, 1982 г. – 173 с.
Вопросы народно-инструментального исполнительства и педагогики./ Межвуз. сб. статей. / Сост. Сапожников П., отв. ред. Имханицкий М, общ. ред. Берлянчик М. – Тольятти, 2002 г. – 16-32 с.
Коган Г. Проблемы теории пианизма // Вопросы пианизма. / Г. Коган. – Москва, Музыка, 1968 г. – 47 с..Коган Г. О работе музыканта-педагога. Основные принципы // Вопросы музыкальной педагогики. Сб.статей. Вып. 1. / Ред.-сост. В.А. Натансон. – Москва, Музыка, 1979 г. – 84 с.
Коган Г. Работа пианиста. / Г. Коган – Москва: Музгиз, 1979 г. – 200 с.
Копчевский Н.А. Клавирная музыка: Вопросы исполнения. / Н.А. Копчевский. – Москва , Музыка, 1986 г. – 96 с.
КругловВ.П. Искусство игры на домре. / В.П. Круглов. – Москва : Издательский дом «Композитор», 2001 г. – 188 с.
Круглов В. П. Школа игры на домре. / В.П. Круглов. – Москва: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2003 г. – 195 с.
Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. / Е. Либерман. – Москва: Классика –ХХ1, 2010 г. – 148 с.
Липе Ф.Р. Об искусстве баянной транскрипции. / Ф.Р. Липе. – Москва-Курган, 1999 г. – 96 с.
Лукин С. Ф., Имханицкий М. / Методика работы над новым репертуаром. / Вып. 1. – Москва, 2003 г. – 52 с.
Лукин С.Ф. Уроки мастерства домриста. В семи частях. с Иваново, 2006 г. // I ч. - 80 е., II ч. - 44 е., III ч. - 56 е., IV ч. - 68 е., V ч. - 34 е., VI ч. - 36 е., VII4. // – 57 с.
Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. / Б. Милич – Москва : Кифара, 2008 г. – 184 с.
Музыкальное исполнительство и современность. Вып.2 // Научные труды МГК им. П.И. Чайковского / Сост. В.Ю. Григорьев. – Москва, 1997 г. – 154 с.
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки
Среди знаковых фигур 1980-1990-е годов следует отметить Сергея Федоровича Лукина и Михаила Анатольевича Горобцова, чье исполнительское искусство по достоинству оценено как в России, так и за рубежом.
С.Ф. Лукин является автором ряда значимых учебно-методических работ, таких как «Методика работы над новым репертуаром для домры (в соавторстве с М. И. Имханицким), «Уроки мастерства домриста», «Юный виртуоз» и «Школа игры на трехструнной домре для начальных классов». Особую ценность представляют его сборники концертных переложений западно-европейской и русской классики, а так же авторские произведения для исполнителей разного уровня.
Творческая деятельность М.А. Горобцова определила становление домры-альт как концертного инструмента. Благодаря его инициативе репетуар альтовой домры пополнился произведениями таких известных современных авторов, как С. Губайдулина, С. Слонимский, Н. Пейко, Т. Сергее