Формирование нравственно-экологического отношения к природе в процессе изучения предмета «окружающий мир»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что человек не может существовать отдельно от природы, он является ее составной частью (Виноградова, 2005).
Экология вызывает все большую озабоченность в связи с негативным воздействием научно-технического прогресса на окружающую среду, включая загрязнение воды и деградацию почвы. Утрата флоры и фауны является тревожным сигналом, который подчеркивает необходимость ответственного отношения к окружающей среде. Исходя из этого, в настоящий момент очень актуальна тема формирования нравственно-экологического отношения к природе (Дмитриева, 2013).
Экологические вопросы должны регулярно включаться в школьные уроки, чтобы знакомить детей с природой и её защитой. Однако в настоящее время качество экологического образования в начальных школах не является удовлетворительным. Начальная школа играет важную роль в формировании личности детей, и их отношение к природе будет зависеть от ценности, которую они придают ей, и развития их н
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»6
1.1. Понятие экологического воспитания младших школьников…6
1.2. Педагогические условия формирования нравственно- экологического отношения к природе на уроках окружающего мира…10
Выводы по первой главе…18
ГЛАВА 2. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»19
2.1. Анализпедагогическогоопытапоформированию нравственно-экологического отношения младших школьников
к природе…19
2.3. Методические рекомендации по формированию нравственно- экологического отношения младших школьников к природе…22
Практическая работа по формированию нравственно- экологического отношения у младших школьников25
Выводы по второй главе29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Акимова, Т.А. Экология. / Т.А. Акимова, В.В. Хаскин, М.: Владос, 2006. – 541 с.
Аквилева, Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студентов. Учрежд. средн. проф. образования пед. профиля. – М.: Владос, 2001. – 240 с.
Алексенцева, И.А. Формирование нравственной культуры младших школьников посредством экологического воспитания. - М.: Просвещение, 1984. – 157 с.
Бахарева, А.С. Формы экологического воспитания детей. – Ш.: 1996.
– с.69.
Богданец, Т.П. Экологический подход при обучении начальному естествознанию. /Т.П. Богданец // Начальная школа. – 2007. - № 12. – С.29-30.
Буковская, Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г.В. Буковская.– М.: Владос, 2002.– 192 с.
Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы. / Н.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 2005. – 287 с.
Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. – М.: Вента – Граф, 2005, с. 4-10.
Григорьева, Л.И. Формирование экологического сознания сельских школьников /Л.И. Григорьева. — Якутск: Бичик, 2000. — 84 с.
Данилов, Д.А. Формирование экологической культуры в сельской школе. / Д.А. Данилов, Е.Д. Макаров. – Якутск: Бичик, 1996. – 80 с.
Дерюгина, А.Н. Проектная деятельность – путь к экологической культуре младших школьников. /А.Н. Дерюгина//Экологическое образование, 2004. - №4.
Дмитриева, Е.А. Методические условия формирования экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного
образования / Е.А. Дмитриева, А.С. Ландырева, // Педагогический вестник – 2013. – №2. – Том 2 (Психолого-педагогические науки) – С.137-142.
Егоренков, Л.И. Основы начального экологического воспитания: Учебное пособие. - М.: Прометей, 2008, с. 35-41.
Захлебный, А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование во внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1984.
Зверев, И. Д. О приоритетах экологического образования»
В зависимости от средств обучения могу осуществляться и разные формы экологического воспитания:
по количеству детей: индивидуальные и групповые;
по организации представления объектов: выставки, экскурсии;
по организации актуализации знаний: викторины. КВН, экологические игры и др.;
по организации деятельности детей: дежурства, поручения, коллективный труд в природе (Аквилева, 2001).
Уход за растениями и животными в природе может научить детей ответственности, наблюдательности и навыкам решения проблем, а также помочь им распознать признаки стресса у живых существ и предпринять соответствующие действия, чтобы помочь (Лучич, 2001).
У детей формируется представление о влиянии деятельности человека на природу, включая как положительное, так и отрицательное воздействие (Зверев, 19