Целостный педагогический процесс. Взаимосвязь процессов воспитания, перевоспитания и самовоспитания личности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы: повсеместно в жизни каждого человека присутствует педагогический процесс и реализация воспитания, самовоспитания и перевоспитания. Полноценное понимание сущности, функций и методов реализации данных систем позволяет корректировать не только педагогическим работникам свою профессиональную деятельность и воздействие на учащихся, но и направить деятельность непосредственных участников процесса воспитания, то есть родителей и опекунов воспитуемого. Грамотная просвещённость в данном вопросе позволяет сделать педагогический процесс наиболее эффективным и научно правильным.
Объект исследования: целостный педагогический процесс.
Предмет исследования: комплексная реализация воспитания, самовоспитания и перевоспитания в целостном педагогическом процессе, их взаимосвязь и оказываемое влияние.
Цель: изучить сущность и составляющие целостного педагогического процесса, а также процессы воспитания, перевоспитания и самовоспитания в ходе его реализа
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Сущность целостного педагогического процесса. . . . . . . . . . . .. . . . . 5
1.1. Структура педагогического процесса и его сущность. . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Функции педагогического процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Глава 2. Процесс воспитания в педагогической деятельности. . . . . . . . . . . . 11
2.1. Сущность процесса воспитания, его структура. . . . . . . . . . . . .. . . . . . 11
2.2. Самовоспитание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Глава 3. Процесс перевоспитания в педагогической деятельности. . . . . . . . 18
3.1. Сущность перевоспитания, его методы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
3.2. Обоснованная взаимосвязь воспитания, перевоспитания и самовоспитания в педагогическом процессе. . . . . . . . 22
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Борытко, Н. М. Теория и методика воспитания: учебник для ст-тов пед. вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 98 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 7).
Крившенко, Л. П. Педагогика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. П. Крившенко, Л. В. Юркина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 400 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09042-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 275 — URL: https://urait.ru/bcode/511826/p.275 (дата обращения: 23.02.2023).
Лачугина Ю. Н. Психология и педагогика. Ч. 2. Педагогика : учебное пособие / Ю. Н. Лачугина. - Ульяновск: УлГТУ, 2008. - 52 с.
Легчакова, О. А. Воспитание и перевоспитание / О. А. Легчакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 988-990. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24379/ (дата обращения: 28.04.2023).
Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. В.Лодкина. — 4-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2009.
Образование как ценность, процесс и результат // Сидоров С.В. Теоретическая педагогика URL: https://si-sv.com/Posobiya/teor-pedag/Tema_3.htm (дата обращения: 20.04.2023).
Педагогика : учебник и практикум для вузов / С. В. Рослякова, Т. Г. Пташко, Н. А. Соколова ; под научной редакцией Р. С. Димухаметова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 219 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08194-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 2 — URL: https://urait.ru/bcode/513061/p.2 (дата обращения: 09.02.2023).
Педагогика начального образования : учебник и практикум для вузов / Е. Н. Землянская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 251 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-158
Воспитание имеет множество определений, я приведу наиболее полное.
«Воспитание — центральная часть педагогического процесса, она представляет собой формирование типологических качеств личности в соответствии с тем идеалом, который задает общество. Воспитательный идеал имеет конкретное историческое и национальное лицо, он аккумулирует достижения культуры, отсеивая наносное и выбирая важное. Воспитание — это правила совместного существования, которые вырабатываются людьми сообща и принимаются ими к исполнению добровольно с целью достижения комфортного совместного существования.» [2]
Процесс воспитания осуществляется благодаря влиянию внешней среды, в которой находится ребенок, его социального окружения, где не малую роль имеет семья. Воспитание подразумевает под собой перевод воспитуемого из одного состояния в другое, это составляет его психологическую сторону. Конечный итог таковых дей