Активизация познавательной деятельности младших школьников на учебных занятиях по предмету русская литература (литературное чтение) во 2 классе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что современному обществу требуются люди, способные самостоятельно решать возникающие перед ними вопросы, а также творчески подходить к своей работе, то есть не только пассивно воспринимать происходящие в обществе изменения, но и самим принимать в них деятельное участие. Все это требует изменения содержания образования, функции обучения. И главное место отводится начальному звену, так как именно в младшем школьном возрасте берет свое начало развитие потребностей, способностей, склонностей, интересов учащихся.
В настоящее время исследования учёных убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают. Нам всегда интересно общаться с л
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)» 5
1.1 Сущность понятия активизации познавательной деятельности в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Условия для активизации познавательной деятельности на учебном занятии по предмету «Русская литература (литературное чтение)» 11
1.3 Методы и средства активизации познавательной деятельности на учебном занятии по предмету «Русская литература (литературное чтение)» 13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)» 17
2.1 Использование интерактивных методов обучения для активизации познавательной деятельности младших школьников 17
2.2 Преимущества активизации познавательной деятельности на учебном занятии по предмету «Русская литература (литературное чтение)» 19
2.3 Изучение уровня развития познавательной деятельности у младших школьников к учебному занятию по предмету «Русская литература (литературное чтение)» 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Концепция учебного предмета «Русская литература (литературное чтение)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ady.by.
Барболин, М. П. Методологические основы развивающего обучения / М. П. Барболин. – М. : Высшая школа, 2000. – 232 с.
Беликов, В. А. Образование. Деятельность. Личность: Монография / В. А. Беликов – М. : Академия Естествознания, 2010. – 164 с.
Блинова, Т. Л. Структура познавательной деятельности школьников в личностно-ориентированном обучении / Т. Л. Блинова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2008. – № 3 [Электронный ресурс]. – Точка доступа: http://cyberleninka. ru/article/n/struktura-poznavatelnoy-deyatelnosti-shkolnikov-v-lichnostno-orientirovannom-obuchenii (дата обращения: 27.03.2022).
Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. – М. : Педагогика, 1986. – 240 с.
Демидова, Т. И. Методические рекомендации для учителя / Т. И. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких. – М. : Баласс, Изд. Дом РАО, 2005. – 192 с.
Загашев, И. О. Критическое мышление: технология развития: пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб; Альянс «Дельта», 2003.
Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – М. : Просвещение, 2004.
Изергин, Э. Т. Развитие познавательных возможностей школьника в ходе овладения методом физического эксперимента: дис. канд. пед. наук / Э. Т. Изергин. – Куйбышев, 1975. – 148 с.
Козырь, Е. А. Характеристика приемов технологии РКМЧП / Е. А. Козырь // газ. «Русский язык». – 2009. – № 7.
Леонтьев, А. H. Деятельность. Сознание. Личность / А. H. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 115 с.
Морозова, И. С., Познавательная активность младших дошкольников / И. С. Морозова, И. С. Штепина // Теория и практика общественного развития. – 2012. – №12 [Электронный ресурс]. – Точка
О познавательной деятельности можно говорить, как о творческой, когда ученики способны думать, решать и находить ответ на определенные вопросы и задания своим, нестандартным способом [2].
Наиболее распространенный подход к выделению уровней учебно-познавательной деятельности основан на определении их характера, степени самостоятельности обучающихся (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, Г.И. Щукина и др.). Выделяют следующие уровни: репродуктивный; объяснительно-иллюстративный; проблемный; частично-поисковый; исследовательский [6, с. 132].
Анализ научных психолого-педагогических исследований позволяет выделить следующие основные уровни учебно-познавательной деятельности школьников: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский (творческий, исследовательский).
1.Репродуктивный (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, A.M. Матюшкина, С.Л. Рубинштейн, Б.И. Коротяев и др.) предполагает усвоение готовых знаний и образцов дея