Особенности словообразования имён существительных детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ
Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, формировании социальных связей. Для усвоения грамматических правил в дошкольном возрасте необходимо формирование базы, под которой подразумеваются: достаточно богатый и правильно систематизированный словарный запас (при правильном понимании смыслового значения слов); устойчивое владение грамматическими нормами языка в устной речи. В целях наиболее быстрого обогащения словарного запаса и уточнения смыслового значения слов ребенка необходимо обучить навыкам словообразования и словоизменения – сторон грамматического строя речи [5].
По мнению Т.В. Тумановой, нарушение процессов словообразования является стойким проявлением в структуре такого сложного дефекта, как общее недора
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. НАУЧНО- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1 Лингвистический аспект изучения словообразования 7
1.2 Теоретические основы проблемы изучения словообразования в онтогенезе 14
1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекциооной) школе. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. -316 с.
2. Арушанова А.Г. Познавательная активность в процессе освоения способов словообразования дошкольниками // Развитие речи дошкольника. - М.: Педагогика, 1990. - С. 39-53.
3. Барменкова, Т. Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: дис. канд. пед. наук: 13.00.03 - М., МПГУ, 1997. - 182 с.
4. Бессонова, Т. П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч.II: Словарный запас и грамматический строй. – М.: АРКТИ, 1997. – 64 с.
5. Белякова, Л. И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов/Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2001.-.7-14 с.
6. Борякова, Н.Ю. Логопедическая работа по формированию лексико-грамматического строя (на примере словообразования и словоизменения // Логопедия сегодня. - 2009. - №2. – с. 747. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Логопед. – 2004. - № 1. – С. 34 – 40.
8. Виноградов, В.В. Вопросы современного русского словообразования /Избранные труды: Исследования по русской грамматике. -М., Наука. 1975 г.
9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: Детство-Пресс, 2007; М.: ТЦ Сфера, 2007. -470 с.
10. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -2-е изд. испр. и доп. М.: АРКТИ, 2004. -168 с.
11. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). Книга для логопеда. 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 1985.-112 с.
12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1998. - 197с.
13. Звегинцев, В.А. Язык и лингвистическая теория. М.: изд. Эдиториал УРСС, 2001-248 с.
14. Земская, Е.А. Словообразование как
1.2 Теоретические основы проблемы изучения словообразования в онтогенезеСовременные представления о речевой деятельности, во многом основанные на данных онтогенеза, позволили сформулировать некоторые базовые положения о языковой способности как о функционирующем механизме. Процесс формирования речевой деятельности в онтогенезе рассматривается как развитие связи, устанавливаемой субъектом, между языковыми знаками и действительностью. Они развиваются по мере развития познавательных способностей ребенка, по мере усложнения и расширения круга общения и предметной деятельности, которая обслуживается коммуникацией [6].
Одна из важных и сложных проблем при анализе процесса овладения системой языка и речевой деятельностью в детском возрасте - проблема адекватного представления о том, что является объектом овладения, на что направлена поз