Социально-культурная адаптация детей-инофонов в поликультурном пространстве школы и вуза
Введение
Такие политические и социокультурные изменения, как распад СССР, усиление процессов глобализации привели Россию и многие другие страны к столкновению с крупномасштабным миграционным потоком в конце XX – начале XXI вв. Миграции отражают происходящие в обществе процессы, служат индикатором его благополучия или неблагополучия.
Перемена места жительства всегда является непростым испытанием, в ходе которого надо привыкнуть к новому социальному пространству, приспособиться жить в качественно других условиях, потому как мигрантам нередко приходится менять практически весь свой образ жизни. Стоит заметить, что процесс адаптации является непростым для обеих сторон: для самих мигрантов и для принимающего общества. Миграции существенно расширяют этническую и культурную мозаику, выявляют и обостряют этнокультурные противоречия между различными группами населения, могут вызвать социальные напряжения. Правительству Российской Федерации пришлось принять ряд соответствующих мер, внести изм
Содержание
Введение3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ9
1.1.Дети мигрантов (билингвы и инофоны)9
1.2.Адаптация, социализация и интеграция детей мигрантов в российское общество11
1.3.Формирование гражданской идентичности детей мигрантов как условие их успешной интеграции в российское общество16
Выводы по главе 235
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ В РОССИИ37
2.1.Перспективная модель социально-культурной адаптации обучающихся инофонов в России37
2.2.Социальные практики сoциально-культурной адаптации детей-инoфoнов в рамках школы в России40
2.3.Разработка рабочего листа для социально-культурной адаптации детей-инофонов Калуги49
Выводы по главе 266
Заключение68
Список используемой литературы70
Приложение76
Список используемой литературы
Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования». Москва: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 9, 28.02.2011. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Москва, 2013
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 06.03.2019г. Москва, 2019
Абсалямова, А. Г. Интеграция детей-мигрантов в российское образовательное пространство [Текст] / А. Г. Абсалямова // Вестник ВЭГУ. – 2015. – № 5 (79). – С. 5-13.
Адаптация детей мигрантов в образовательной среде. Ресурс школьной службы медиации: метод. пособие [Текст] / авт., эксперт и сост. К. Ш. Шарифзянова. – 2 изд., доп. и перераб. – Казань, 2018. – 59 с.
Адаптация детей мигрантов в школе / Авт. коллектив: Е. Л. Омельченко, Ю. В. Андреева, Е. Л. Лукьянова, Г. А. Сабирова, Я. Н. Крупец. – Ульяновск: Изд-во Ульяновского госуниверситета, 2010 104 с.
Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин – Москва: Издательство ИКАР, 2009 448 с.
Александров Д. А, Баранова В. В., Иванюшина В. А. Дети из семей мигрантов в школах Санкт-Петербурга: предварительные данные. СПб.: Изд- во Политехнического ун-та, 2011. 100 с.
Алиева Т. И. Проблемы социокультурной адаптации детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях двуязычия в семьях мигрантов [Текст] / Т. И. Алиева, И. А. Бучилова // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2013. – № 6. – С. 154.
Алиева Т. И., Бучилова И. А. Проблемы социокультурной адаптации детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях двуязычия в семьях мигрантов // Сборники конференций НИЦ Социос
2) устойчивость или неустойчивость этой идентификации.
Гипотетическая модель описывает следующие возможные типы гражданской идентичности детей из семей мигрантов. Рассматриваемые типы применимы к Российской Федерации:
1. Устойчиво-позитивная идентичность. Гражданское самоопределение существенно преобладает над этническим, хотя этническая компонента самосознания может быть выраженной: согласуется с внутренним осознанным решением рассматривать в качестве постоянного места проживания Россию, желанием адаптироваться.
2. Устойчиво-негативная идентичность. Пребывание в России рассматривается как транзитное и согласуется со сформированным внутренним намерением переехать в другую страну или вернуться на родину, когда позволят обстоятельства. Этническая составляющая идентичности является четкой, определенной, позитивной, и доминирует над гражданско