Формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Введение
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, которое выполняет важнейшую функцию подготовки детей к школе, к жизни. На современном этапе образование требует ознакомления детей дошкольного возраста с геометрическими фигурами, геометрической культурой, умений, знаний и представлений в области геометрии. Образовательная программа дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО должна обеспечивать познавательное развитие ребенка, которое в частности предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Геометрия является одним из основных предметов в программе среднего образования, зачатки которой формируются в дошкольном детстве.
Геометрия – один из важнейших разделов мат
Содержание
Введение 5
1 Научно теоретические основы проблемы формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста10
1.1 Геометрическая фигура как объект исследования в современной науке10
1.2 Особенности восприятия детьми дошкольного возраста формы предметов и геометрических фигур14
1.3 Педагогические условия формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр20
2 Опытно экспериментальная часть исследования27
2.1 Определение начального уровня сформированности геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста27
2.2 Формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментального обучения40
2.3 Определение эффективности экспериментального обучения детей старшего дошкольного возраста48
Заключение 51
Список использованных источников53
Приложение А (обязательное) Комплекс методик для определения начального уровня геометрических представлений55
Приложение Б (обязательное) Комплекс дидактических игр направленных на формирование геометрических представлений60
Список использованных источников
1. Альтхауз, Д. Цвет, форма, количество / Д. Альтхауз, Э. Дум. М. : Просвещение, 1984. – 64 с.
2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / А.К. Бондаренко – М. : Просвещение, 2009. – 160 с.
3. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников : вопросы теории и практики : курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений / А. В. Белошистая. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 400 с. – ISBN 5-691-01229-0.
4. Бурбаки, Н. Очерки по истории математики / Н. Бурбаки; пер. с фр. И. Г. Башмаковой ; под ред. и c предисл. К. А. Рыбникова. – М. : КомКнига, 2006. – 291 с. – ISBN 978-5-458-29097-5.
5. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С. ; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. - Брест: Издательство БрГУ, 2006. - 46 с. – ISBN 978-985-22-0030-1.
6. Воронина, Л. В. Теоретические основы обучения математике в период детства: учеб. пособие / Л. В. Воронина, Г. В. Воробьева, Е. А. Утюмова. – Екатеринбург: УрГПУ, 2013. – 348 с. – ISBN 978-7186-0689-8.
7. Воронина, Л. В. Современные технологии математического образования дошкольников : учеб. пособие / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова ; под общ. ред. Л. В. Ворониной. – Екатеринбург : УрГПУ, 2013. – 282 с. – ISBN 978-5-222-32358-8.
8. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. - М. : Просвещение, 2008. – 144 с. – ISBN 5-09-000732-2.
9. Габова, М. А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии: учебное пособие / М. А. Габова. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 534 с. – ISBN 978-5-4458-8854-3.
10. Годинай, Г. Н. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста / Г. Н. Годинай, Э. Г. Пилюгина, – М.: Просвещение,1998. – 215 c. – ISBN 5-372-00484-3.
11. Даль, В. Фигур
«Прямоугольник называется так, потому что у него все углы прямые»). Подсчитывая количество углов в фигуре, дети правильно дают им названия: «Это шестиугольник. Это пятиугольник. Это многоугольник, потому что у него есть углы – 3, 4, 5, 6, 8 и больше может быть». Усвоение принципа обозначения фигур словом формирует у детей общий подход к любой новой фигуре, умение отнести ее к определенной группе фигур. Знания детей систематизируются, они способны соотносить частное с общим [26].
Л.С. Метлина указывала, «познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности (например, рисовании, лепке). Большое значение в развитии геометрического мышления и пространственных представлений имеют действия по преобразованию фигур (из двух треугольников составить квадрат или из пяти палочек сложить дв