Культурологический подход в образовании

Скачать хорошую курсовую работу на тему: Культурологический подход в образовании. В работе рассматриваются методологические подходы в педагогике.
Author image
Fadis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
26.07.2024
Объем файла
134 Кб
Количество страниц
46
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
640 руб.
800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Исторически сложилось так, что одной из приоритетных позиций российского образования является его направленность на общекультурное развитие обучающихся. Она находит отражение и в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), где говорится, что основными принципами дошкольного образования являются «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» и «учет этнокультурной ситуации развития детей».
Образование должно обеспечивать не только уровень усвоения знаний, умений, навыков, но и дать возможность развивать их общую культуру. Таким образом, решение задач, стоящих перед современной системой образования, в том числе и дошкольного, требует обращения к фундаментальным истокам образования, рассмотрения его как части культуры, культуросообразной системы, культуротворческого процесса.
В педагогической науке накоплен значительный объем знаний в области культурологического

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ…….………………… 5
1.1. Понятие, сущность и основные функции культуры…………….. 5
1.2. Содержание и характеристики культурологического подхода в образовании………………………………………………………………….. 10
1.3. Особенности реализации культурологического подхода (на примере дошкольного образования)…………………………..…………… 14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА................ 19
2.1. Средства культурологического развития детей в условиях ДОУ. 19
2.2. Комплекс мероприятий, предполагающий реализацию культурологического подхода……………………………………………………… 24
2.3. Методические рекомендации по реализации культурологического подхода в условиях ДОУ…………………………………………….. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…… 35
ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................................... 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Баллер, Э.А. Культура. Творчество. Человек / Э.А. Баллер, Н.С. Злобин. – Москва: Мол. гвардия, 1970. – 272 с.
Бенин, В.Л. Педагогическая культурология в системе исследования образования / В.Л. Бенин // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. – 2023. – № 1. – С. 49-54.
Валицкая, А.П. Образование в России. Цели и ценности / А.П. Валицкая. – Москва: Алетейя, 2021. – 290 с. 
Давидович, В.Е. Философия / В.Е. Давидович. – Москва: Феникс, 2021. – 576 с.
Жданов, Ю.А. Проблемы теории и истории культуры / Ю.А. Жданов, В.Е. Давидович. – Ростов-на- Дону: Наука-пресс, 2015. – 432 с.
Каган, М.С. Культурология / М.С. Каган, Ю.Н. Солонин. – Москва: Юрайт, 2023. – 503 с. 
Кармин А.С, Культурология / А.С. Кармин, Е.С. Новикова. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 464 с.
Корепанова, М.В. Реализация идей культурологического подхода в дошкольном образовании / М.В. Корепанова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2021. – № 2. – С. 4-12.
Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Короткова. – Москва: Линка-Пресс, 2022. – 208 с.
Коул, М. Культурно-историческая психология / М. Коул. – Москва: Когито-центр, 1997. – 431 с.
Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. – Москва: Народное образование, 2000. – 269 с. 
Маркарян, Э.С. Наука о культуре и императивы эпохи / Э.С. Маркарян. – Москва: Центр гуманитарных инициатив, 2020. – 656 с.
Марков, А.В. Критическая теория / А.В. Марков. – Москва: Рипол-Классик, 2021. – 288 с.
Меняйлова, Т.А. Формирование качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Меняйлова Татьяна Александровна; Кузбасская государственная педагогическая акаде

Таким образом, можно сделать вывод о том, что культура представляет собой не простую сумму неких видов и плодов деятельности людей, а, должна пониматься во всех своих масштабных модификациях – от культуры человечества до культуры личности, включая культуру нации, сословия, страны, города, семьи, – как целостное и самоорганизованное образование, т.е. система, причем система функциональная и исторически развивающаяся в силу ее связи с природой и обществом.
Культурологический подход в образовании выступает как совокупность педагогических приемов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной и психической жизни (в том числе и образования) через призму системообразующих культурологический понятий, таких как ку