Культурологический подход в образовании
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Исторически сложилось так, что одной из приоритетных позиций российского образования является его направленность на общекультурное развитие обучающихся. Она находит отражение и в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), где говорится, что основными принципами дошкольного образования являются «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» и «учет этнокультурной ситуации развития детей».
Образование должно обеспечивать не только уровень усвоения знаний, умений, навыков, но и дать возможность развивать их общую культуру. Таким образом, решение задач, стоящих перед современной системой образования, в том числе и дошкольного, требует обращения к фундаментальным истокам образования, рассмотрения его как части культуры, культуросообразной системы, культуротворческого процесса.
В педагогической науке накоплен значительный объем знаний в области культурологического
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ…….………………… 5
1.1. Понятие, сущность и основные функции культуры…………….. 5
1.2. Содержание и характеристики культурологического подхода в образовании………………………………………………………………….. 10
1.3. Особенности реализации культурологического подхода (на примере дошкольного образования)…………………………..…………… 14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА................ 19
2.1. Средства культурологического развития детей в условиях ДОУ. 19
2.2. Комплекс мероприятий, предполагающий реализацию культурологического подхода……………………………………………………… 24
2.3. Методические рекомендации по реализации культурологического подхода в условиях ДОУ…………………………………………….. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…… 35
ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................................... 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Баллер, Э.А. Культура. Творчество. Человек / Э.А. Баллер, Н.С. Злобин. – Москва: Мол. гвардия, 1970. – 272 с.
Бенин, В.Л. Педагогическая культурология в системе исследования образования / В.Л. Бенин // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. – 2023. – № 1. – С. 49-54.
Валицкая, А.П. Образование в России. Цели и ценности / А.П. Валицкая. – Москва: Алетейя, 2021. – 290 с.
Давидович, В.Е. Философия / В.Е. Давидович. – Москва: Феникс, 2021. – 576 с.
Жданов, Ю.А. Проблемы теории и истории культуры / Ю.А. Жданов, В.Е. Давидович. – Ростов-на- Дону: Наука-пресс, 2015. – 432 с.
Каган, М.С. Культурология / М.С. Каган, Ю.Н. Солонин. – Москва: Юрайт, 2023. – 503 с.
Кармин А.С, Культурология / А.С. Кармин, Е.С. Новикова. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 464 с.
Корепанова, М.В. Реализация идей культурологического подхода в дошкольном образовании / М.В. Корепанова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2021. – № 2. – С. 4-12.
Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Короткова. – Москва: Линка-Пресс, 2022. – 208 с.
Коул, М. Культурно-историческая психология / М. Коул. – Москва: Когито-центр, 1997. – 431 с.
Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. – Москва: Народное образование, 2000. – 269 с.
Маркарян, Э.С. Наука о культуре и императивы эпохи / Э.С. Маркарян. – Москва: Центр гуманитарных инициатив, 2020. – 656 с.
Марков, А.В. Критическая теория / А.В. Марков. – Москва: Рипол-Классик, 2021. – 288 с.
Меняйлова, Т.А. Формирование качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Меняйлова Татьяна Александровна; Кузбасская государственная педагогическая акаде
Таким образом, можно сделать вывод о том, что культура представляет собой не простую сумму неких видов и плодов деятельности людей, а, должна пониматься во всех своих масштабных модификациях – от культуры человечества до культуры личности, включая культуру нации, сословия, страны, города, семьи, – как целостное и самоорганизованное образование, т.е. система, причем система функциональная и исторически развивающаяся в силу ее связи с природой и обществом.
Культурологический подход в образовании выступает как совокупность педагогических приемов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной и психической жизни (в том числе и образования) через призму системообразующих культурологический понятий, таких как ку