Приемы развития слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Введение
В последнее время увеличивается количество детей с отклонениями в речевом развитии, что влияет на дальнейшее их обучение. Дошкольный возраст – это важный период, когда речь развивается наиболее интенсивно, а эффективность этого процесса зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем. Слуховая система – одна из самых важных анализаторных систем.
Значение слухового компонента в восприятии речи изучалось многими отечественными и зарубежными сурдопедагогами (Е.П. Кузьмичева, Ф.Ф. Рау, А. Леве и др.). Данные авторы считают, что слуховые ощущения закрепляются в одно цельное понятие или представление через взаимосвязь слуха, мышления и речи.
Одним из важных факторов в социализации ребенка выступает речь. При нарушении фонематического слуха и слухового внимания дети в нужной степени не могут овладеть словарным запасом и грамматическим строем речи. Поэтому работа по развитию слухового восприятия и внимания имеет огромное значение для д
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ5
1.1 Общая характеристика слухового внимания5
1.2 Особенности слухового внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи10
1.3 Приемы развития слухового внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи14
Глава II. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ18
2.1 Краткая характеристика базы исследования и группы испытуемых 18
2.2 Цели, задачи и методики исследования 19
2.3 Качественный и количественный анализ полученных результатов22
2.4 Основные этапы и условия педагогической работы по развитию слухового внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи26
Заключение30
Список литературы32
Список использованной литературы
Научная и учебная литература
Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. – Ростов-на Дону: Феникс, 2016. — 45 с.
Валявко С.М. Особенности смыслового восприятия слова детьми с нарушениями речевого развития [Текст] / Ю.А. Шулекина // Специальное образование. - 2013. - № 3. – С. 14 – 31.
Златоустова, Л. В. Общая и прикладная фонетика: учебное пособие [Текст] / Л. В. Златоустова, Р. К. Потапова, В. Н. Трунин–Донской. – М.: Издательство МГУ, 2016. – 304 с.
Казанская В.Л., Сидельникова А.А. Развитие слухового восприятия у дошкольников: Комплекс диагностических заданий и обучающих игр. — М.: АРКТИ, 2018. — 112 с.
Лебедева М.А., Иванова В.А., Лебедева М.А., Лебедева М.А., Иванова В.А. Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-9. – С. 1704-1706.
Левина Р.Е., Никашина Н.А. Общее недоразвитие речи у детей // Основы теории и практики логопедии/ Психология [Текст]. – М., 2008. – 299 с.
Левина, Р.Е., Никашина Н.А. Характеристика общего недоразвития речи у детей. - М.: Просвещение, 2009.-159 с.
Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений/под ред. Л. С. Волковой. —5-еизд., перераб. и доп. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 703 с.: ил. — (Коррекционная педагогика).
Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.
Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. пособие для студ. вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин [Текст] / А. Г. Маклаков. - СПб. [и др.]: Питер, 2010. - 582 с.
Метиева, Л. А. Развитие сенсорной сферы детей [Текст]: пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII. вида / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. - М.: Просвещение, 2009. – 160 с.
Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи: вопросы дифференциальной диагностики : учебно-методическое пособие / Г
При этом звуки, находящиеся в изолированной позиции, дети могут произносить правильно, ошибки возникают при спонтанном произношении [7, с.57].
Одна из характерных черт детей II уровня развития речи - недостаточность фонематического восприятия, слухового внимания, неподготовленность к овладению навыками звукового анализа и синтеза [7, с.57].
Для детей III уровня речевого развития характерно недифференцированное произнесение звуков (свистящих, шипящих, сонорных), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Кроме того, звуки, сложные по артикуляции, заменяются простыми (ф или т заменяет группу свистящих или шипящих, звук й — звуки л, р). Отмечается и недостаточность фонематических процессов [7, с.62].
Особые трудности у старших дошкольников с ОНР возникают при последовательном выделении звуков, оп