Формирование критического мышления на уроках истории в 5-6 классах
ВВЕДЕНИЕ
Задача современной школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся ту или иную сумму знаний, но и научить их самостоятельно ориентироваться в научной и любой другой информации. Но это означает, что школа должна учить мыслить, то есть активно развивать у учащихся основы современного мышления. Иными словами, необходимо организовывать такое образование, которое имеет развивающий характер.
В данной работе рассматривается формирование и развитие критического мышления учащихся на уроках истории.
Сегодня по-настоящему усовершенствовать систему школьного образования можно только в том случае, если удастся разобраться в психолого- педагогических вопросах взаимосвязи таких понятий, как «знание», «мышление» и «развивающее образование».
Современной системе образования, чтобы решить противоречие между быстрым темпом приращения знаний и ограниченными возможностями усвоения их индивидом, необходимо использовать активные образовательные технологии.
Перечисленные выше обсто
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….4
1 Формирование и развитие критического мышления учащихся на уроках истории как психолого-педагогическая проблема ………………...……..8
1.1 Анализ понятия «мышления», его сущностные характеристики и виды…... 8
1.2 Содержание и структура критического мышления………………….……….13
1.3 Психологические основы формирования и развития критического мышления учащихся в подростковом возрасте …………………20
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию и развитию критического мышления учащихся в процессе обучения истории….32
2.1 Исследование опытно-экспериментального формирования и развития критического мышления учащихся в процессе обучения истории…..32
2.2 Анализ этапов по формированию и развитию критического мышления на уроках истории учащихся 5-6 классах ………………………………………47
3 Методические разработки формирования критического мышления на уроках истории…………………………………………………………………..66
3.1 Развитие методической разработки критического мышления………….…..66
3.2 Разработка педагогической технологии развития критического мышления через чтение и письмо………………………………………………………...……72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...……..76
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….…………81
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………84
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеева, Е. Е. Взаимоотношение педагогов и детей в дошкольном образовательном учреждении. /Алексеева Е. Е.// – Санкт-Петербург: Речь, 2019. – 257 с.
2. Аснин, В. И. Об условиях надежности психологического эксперимента: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / 2. Аснин В. И. //Ч.1. – М.: Высшая школа, 2018. – 236 с.
3. Бадмаев, Б.Ц. Психология в работе учителя: в 2 кн. / Бадмаев Б.Ц. //– М.: ВЛАДОС, 2019. –233 с.
4. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. /Бернс Р.// – М.: Высшая школа, 2019. – 456 с.
5. Власова, Т.А. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах // Преподавание истории и обществознания в школе. / Власова Т.А. // –2018. – № 3. – С. 44-47.
6. Выготский, Л.С. Проблема возраста. / Выготский Л.С.// Собр. соч. Т. 4. – М.: Наука, 2018. – 386 с.
7. Выготский, Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. / Выготский Л.С. // – М.: Наука, 2018. – 612 с.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений. / Выготский Л.С.//Т. 3. – М.: Высшая школа, 2019. – 641 с.
9. Гальперин, П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. / Гальперин П.Я. // – 2019. – №1. – С. 44-47.
10. Грехнев, В. С. Философия образования: учебник для бакалавриата и магистратуры / Грехнев В. С// — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 311 с.
11. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении. /Давыдов В.В. //– М.: Высшая школа, 2017. – 310 с.
12. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. /Давыдов В. В.// – М.: Высшая школа, 2019. – 487 с.
13. Давыдов, В.В., Зинченко, В.П. Принцип развития в психологии // Вопросы философии. / Давыдов В. В., Зинченко В.П. // –2017. –№12. – С. 16-17.
14. Дональдсон, М. Мыслительная деятельность детей. / Дональдсон М. // – М.: Высшая школа, 2019. – 453 с.
15. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке/ Заир-Бек С.И. // – М.: Просвещение, 2019. – 256 с.
16. Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке: учебное пособие. / Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В.// – М.: ВЛАДОС, 2018. – 89 с.
17. Запорожец, А.В. Избранные психологич
Переход же к более абстрактному мышлению хотя и не является сейчас количественно доминирующей формой, но она специфична для переходного возраста: по мере продвижения подростка вперед она будет развиваться. Конкретному мышлению принадлежит прошлое и большая часть настоящего, абстрактному - меньшая часть настоящего, но зато все будущее.
Около 11-12 лет, способ мышления становится у ребенка несколько ближе к мышлению взрослого или, во всяком случае, некультурного взрослого человека. Только к 12 годам начинает возникать логическое мышление, которое предполагает непременно осознание и овладение операциями мышления как таковыми. Это самый существенный с психологической стороны признак, выделяемый Пиаже в развитии логического мышления.
Исследования Г. Ролоффа показали, что функция определения понятия усиленно растет у ребенка между 10-12 годами, к моменту наступл