Формирование УУД на уроках русского языка литературы.
В современном мире, в эпоху развития информационных технологий, науки и техники человеку приходится постоянно учиться чему-то новому.
Изменения коснулись и системы образования. В последние годы изменились методы и технологии обучения. Особое внимание уделяется коммуникативному развитию детей, их умению устанавливать контакт для общения с другими людьми, умению анализировать свои действия и слова. Современная система образования ставит перед обучающимися задачу - освоение конкретных предметных знаний и формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают компетенцию «научить учиться». В Федеральном государственном образовательном стандарте существенно расширяются представления об образовательном результате. Новые социальные запросы, отраженные ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся. Целью и смыслом образования признается развитие личности обучающихся, а под новым образовательным результатом в настоящем документе понимаются как познавательные (учебные) результаты, так и результаты, касающиеся других сторон личности школьников, сформированные в процессе образования, – гражданская позиция, уровень их социализации, система ценностных отношений и ориентировок.
В нынешнее время развитию УУД в педагогике уделяется большое значение.
Функции универсальных учебных действий включают:
- обеспечение возможностей ребенка самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление. Стр.
Актуальность внедрения универсальных учебных действий в современную систему образования. 3
Основная часть. Характеристика универсальных учебных действий, применяемых на уроках русского языка и литературы.
Личностные универсальные учебные действия. 3-6
Регулятивные универсальные учебные действия. 6-9
Познавательные универсальные учебные действия. 9-11
Коммуникативные универсальные учебные действия. 11-13
Вывод.
Значение использования универсальных учебных действий. 13-14
Библиографический список 15
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897//Официальные документы в образовании. 2011. № 8.
2.Ю.Некрасова, СВ. Формирование универсальных учебных действий с помощью согласующих учебных заданий /С.В. Некрасова // Школьные технологии.-2014.-№ 3.
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 155-158. - ISBN 978-5-09-020588-7.
4.Е.В. Иванова. Дидактические материалы по литературе, 5 класс.- М., Из-во «Экзамен», 2014.
5.Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс. Л.А.Тростенцова, Н.В.Ладыженская, М.М.Стракевич. М., «Просвещение», 2015 г.
6. Тесты по литературе к учебнику В.Я.Коровиной «Литература. 5 класс». Е.Л.Ляшенко. М., Из-во «Экзамен», 2015 г.
7. Учебник «Русский язык» в 2-х частях 5 класс, Л.А.Тростенцова, Н.В.Ладыженская. М., «Просвещение», 2018 г.
8. Учебник «Литература» в 2-х частях 5 класс, В.Я.Коровина, В.И.Коровин, В.П.Журавлёв. М., «Просвещение», 2018 г.
изучения литературы на достижение личностных результатов направлены задания на высказывание своего отношения к прочитанному с доказательством, на анализ характеров и поступков героев, на формулирование концептуальной информации текста (С какой целью писатель решил рассказать своим читателям эту историю?)
На своих уроках литературы я часто применяю следующие приёмы:
- Дискуссия. Это диалог обучающихся не только в устной, но и в письменной форме. Он даёт возможность высказаться всем желающим, даже тем детям, которые в силу своей неуверенности, застенчивости, медленного темпа деятельности, не участвуют в устных обсуждениях.
- Проектная деятельность.
Примерные темы проектных работ для 5 класса по литературе:
- Басни Крылова.
- Сказка ложь, да в ней намек.
- Друзья и враги Герасима из рассказа «Муму».
- Литературное путешествие по лермонтовским местам. - Родная природа в русской поэзии XX века. И т.д.
- Театрализация.
Личностные универсальные учебны